«И вот меня зарывают в землю. Все уходят, я один, совершенно один. Я не движусь. Всегда, когда я прежде наяву представлял себе, как меня похоронят в могиле, то собственно с могилой соединял лишь одно ощущение сырости и холода....»
"Сон смешного человека"

Экскурсионные программы

Художественный мир произведений Достоевского — это пространство петербургских улиц и переулков, набережных, дворов-колодцев. Поэтому Музей Достоевского не ограничивается стенами мемориальной квартиры писателя и литературной экспозицией. Экскурсоводы музея открывают посетителями в современном Петербурге своеобразный музей Достоевского и его героев под открытым небом.

Три городских экскурсионных маршрута — по Сенной площади, окрестностям Владимирской площади и Невскому проспекту — являются неотъемлемой частью жизни музея.

По следам героев романа «Преступление и наказание»
В самом петербургском романе «Преступление и наказание» Достоевский «зашифровал» конкретные названия улиц, площадей, мостов и «поселил» придуманных литературных героев в районе Сенной площади, спровоцировав читателей считать 730 шагов Родиона Раскольникова в уникальной литературной прогулке по точным адресам героев романа.
Посетители останавливаются на месте неудавшегося покаяния Раскольникова, целующего землю в центре Сенной, находят фасады «Вяземской лавры» — главной клоаки Петербурга, где проводил время Свидригайлов, проходят с героем через «кривоколенный» Таировский (Бринько) переулок, Садовую улицу и Кокушкин мост в Столярный переулок к его дому. Экскурсия пролегает мимо дома Сони Мармеладовой и Свидригайлова, пересекает Вознесенский мост, неподалеку от которого был задавлен лошадьми пьяница Мармеладов и упала на мостовую чахоточная Катерина Ивановна, и, наконец, оказывается на месте самого знаменитого убийства в мировой литературе — в доме старухи-процентщицы Алены Ивановны. Особенно дотошные читатели могут пройти с Раскольниковым «на дело» или «на пробу», заглянуть под арку, где была дворницкая, в которой он взял топор.
Таким образом, читатель совершает прогулку по всем «закоулкам» романа и «горячим точкам» сюжета, чувствует топографические детали уникального «петербургского» текста Достоевского.  

«Владимирская площадь и ее окрестности в жизни и творчестве Достоевского»

Эта экскурсия проходит по местам, где жил Достоевский как в самом начале своего творческого пути, так и в конце жизни. Первый знаменитый петербургский адрес Достоевского — это дом Прянишникова на Владимирском проспекте, куда Григорович и Некрасов, майской белой ночью пришли, чтобы выразить восхищение только что прочитанным первым романом молодого Достоевского «Бедные люди». Близ Фонтанки тесно соприкасается топография биографического и литературного Петербурга Достоевского: неподалеку от дома, где жил он сам, молодой писатель поселил своего героя, Макара Девушкина. Здесь же происходит завязка и второго произведения Достоевского — «петербургской поэмы» «Двойник»: именно на Фонтанке герой, господин Голядкин-старший, впервые встречает «совершеннейшую копию» самого себя — господина Голядкина-младшего. Поблизости разворачивается и сложная история литературных взаимоотношений молодого Достоевского с Белинским, эволюционировавших в 1840-е гг. от восторженного признания таланта автора «Бедных людей» до резкого неприятия. Также на экскурсии раскрывается история издательской и журналисткой работы Достоевского 1870-х гг.: работа в «Гражданине», издание «Дневника писателя», публикация романа «Бесы». Экскурсанты непременно побывают и у старинной церкви Владимирской Иконы Божией Матери, прихожанином которой был  Достоевский.

Достоевский на Невском
Третья экскурсия — «Достоевский на Невском» — обращается к будто бы непривычной для традиционного образа Петербурга Достоевского парадной части города. Главный проспект города — блистательный, роскошный Невский лишь изредка упоминается в произведениях писателя. Без малого 30 лет Достоевский прожил не просто в Петербурге, он провел эти годы в столице великой империи XIX в. На экскурсии можно узнать о столичной жизни Достоевского: о его привязанности к театру и дружбе с актерами, о главных книжных магазинах и их владельцах, с которыми писатель сотрудничал и часто был связан тесными отношениями. Не обходится путешествие без разговора о кондитерских (Достоевский был известным лакомкой), о кафе и ресторанах, куда заходил и сам классик, и его герои: господин Голядкин, Аркадий Долгорукий. О близком знакомстве с императорской семьей и главой святейшего Синода К. П. Победоносцевым также идет разговор на главном столичном проспекте.



Подробнее...