Лекция Джонатана Платта ""Преступление и наказание". Фильм нуар и закон судьбы"

ЖУРНАЛ «СЕАНС»ЛИТЕРАТУРНО-МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО9 декабря, 19.30, Музей Достоевскоголекция«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ», ФИЛЬМ НУАР И ЗАКОН СУДЬБЫДжонатан Брукс Платт, Питтсбургский университет9 декабря в 19.30 в Музее Достоевского пройдет лекция «”Преступление и наказание”, фильм нуар и закон судьбы» профессора Питтсбургского университета Джонатана Брукса Платта.В лекции будут рассмотрены мотивы романа Достоевского «Преступление и наказание» в традициях фильма нуар и неонуар (взятых в широком смысле более как модус, чем жанр). «Философия» нуара обычно воспринимается как вид экзистенциализма, где мир без Бога абсурден и зловещ, и главному герою остается лишь пройти кривой путь до его полного опустошения. Трагедия превращается в катастрофу. Нет никакого искупления и никакого катарсиса для жертв нуара.Эта традиция восходит к позднему романтизму, особенно к таким романам-трагедиям о «великом преступнике» как «Красное и черное» Стендаля. Но в романе Достоевского все-таки есть импульс к новому виду искупления без катарсиса в эпилоге. Также есть целый ряд фильмов в орбите нуара, часто с прямыми отсылками к Достоевскому, которые стараются выйти из нигилизма жанрового прототипа. Но во всех этих случаях наблюдается интересный разрыв в концовках произведения, который часто оставляет зрителя в недоумении или неудовольствии.В ходе лекции будут проанализированы как классические нуары, так и фильмы, укорененные в этой традиции: «Веревка» Хичкока (1948), «Карманник» Брессона (1959), «Таксист» Скорсезе (1976) и «Пи» Аронофского (1998).Джонатан Брукс Платт – доцент кафедры славянских языков и литературы в Питтсбургском университете. Он специализируется на русской и советской литературе, искусстве и культуре. Автор работ «Зоя Космодемьянская между жертвоприношением и истреблением» (2013), «Платонов, несоизмеримость и  пушкинский юбилей 1937 г.» (2012), «Поэтика сухой трансгрессии в некроэротических стихах Пушкина» (2012). Его готовящаяся к публикации монография «Здравствуй, Пушкин: монументальность, эсхатология и русский бард в 1937» исследует своеобразную темпоральность советского понятия современности и эстетики в сталинскую эпоху.Вход бесплатный по записи по тел.: +7 921 977 43 00 или dostoevsky.museum@gmail.comКонтактыАлександра Ахмадщина+7 921 595 77 42sashaahmadshina@gmail.com