Мать Мария

Мать Мария (Елизавета Юрьевна Скобцова, урожд. Пиленко, по первому мужу – Кузьмина-Караваева) (1891–1945) – монахиня, русская поэтесса, мемуаристка, публицист, общественный деятель, участница французского Сопротивления. Канонизирована Константинопольским патриархатом как преподобномученица.

В молодости Елизавета Пиленко училась в петербургской гимназии подруги Анны Григорьевны Достоевской – Марии Николаевны Стоюниной. В дореволюционные годы Елизавета Юрьевна была погружена в жизнь литературно-артистического Петербурга, а после революции была вынуждена уехать в эмиграцию. Там она написала книгу «Достоевский и современность», где отмечает: «Явление Достоевского было некой гранью в сознании людей». По словам достоеведа С. В. Белова, сама мать Мария была «человеком Достоевского», ее вера прошла через горнило скорби, сомнения и страдания. Достоевский был для нее собеседником, диалог с которым не прекращался всю жизнь.

Во время Второй мировой войны мать Мария жила в парижской эмиграции, уже приняв монашеский постриг. С началом нацистской оккупации общежитие монахини Марии стало одним из штабов Французского Сопротивления. В июне 1942 года, когда нацисты проводили массовые аресты евреев в Париже, монахине Марии удалось тайно вывезти оттуда четырёх еврейских детей и спасти их от отправки в Освенцим. Мать Мария выдавала евреям фиктивные свидетельства о крещении, собирала посылки для передачи заключенным. После разорения немцами русской общественной Тургеневской библиотеки, архив И. А. Бунина был перевезён в общежитие монахини Марии. Его удалось сберечь и вернуть после войны Бунину. 

В 1941-1942 г. мать Мария написала статью «Прозрение в войне»: «Мы знаем, каковы бывают итоги больших войн: по существу, они сравнивают потери победителей и побежденных, они обескровливают обе стороны. Статистика считает десятками и сотнями тысяч, если не миллионами, раненых и убитых, статистика говорит нам о невероятном материальном оскудении, о миллиардах разорвавшихся в воздухе, пущенных на дно океана, сожженных, истребленных, изничтоженных. Есть еще в известном смысле более страшное явление, не подлежащее учету никакой статистики, - это озверение народов, падение культурного уровня, гибель творческих возможностей, - разложение душ. Каждая война отбрасывает всё человечество назад: в этом процессе играет роль как истребление самых молодых и творчески активных слоев населения, так и психическая деформация тех, кто остается живым и физически целым. В известном смысле можно утверждать парадокс, что всякая война, как бы она ни кончилась, самым фактом специфического своего влияния создает возможность, даже неизбежность следующей войны».

8 февраля 1943 года сотрудники гестапо арестовали сына Марии, а на следующий день и её саму. Монахиню сначала держали в тюрьме форта Роменвиль, а затем отправили в концлагерь Равенсбрюк. 31 марта 1945 года, за неделю до освобождения лагеря Красной армией, больная дизентерией мать Мария обменялась курткой, на которой был лагерный номер, с приговоренной к смерти молодой женщиной и вместо нее пошла в газовую камеру. 

Работы о Достоевском

Скобцова Е.Ю. Достоевский и современность. Париж: YMCA-Press, 1929. (Текст вошел в книгу: Кузьмина-Караваева Е.Ю. (Мать Мария). Избранное. М., 1991.

Русские эмигранты о Достоевском. СПб., 1993.

Источники

Ликвинцева Н.В. Мать Мария (Скобцова) о «Прозрении в войне» // Ежегодник Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына. 2014, № 5. С. 243-261

Мать Мария. Стихотворения. Поэмы. Мистерии. Воспоминания об аресте и лагере в Равенсбрюк. Paris: La Presse Française et Étrangère, 1947.