Лекция «Достоевский и опера: от Прекрасного к Возвышенному и обратно, или Как смотреть фильм Ивана Пырьева «Идиот»»

18 сентября в 18:00

Одна из характерных черт персонажей Достоевского — эмоциональная экзальтация, которую обычно связывают с психологическим конфликтом. Однако есть и другая, противоположная, возможность. Можно понять ее сценически, как движение автора по направлению к тотальному зрелищу — опере. Именно в опере господство голоса и цветение аффекта порождают смысловую избыточность, которой отмечены романы Достоевского. В ХХ веке, когда столкновение Прекрасного и Возвышенного в искусстве становится особенно острым, художественное пространство оперы привлекает многих. Эта лекция — попытка показать, как советский режиссер Иван Пырьев угадал и развил оперную природу романа Ф.М.Достоевского «Идиот».

Нина Савченкова — доктор философских наук, профессор Европейского университета в Петербурге.

Павел Гершензон — балетный и арт-критик, старший преподаватель кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств СПбГУ. В разные годы сотрудничал с Мариинским и Большим театрами, театром «Урал Опера Балет» (Екатеринбург), театром La Scala (Милан). Автор (совместно с Вадимом Гаевским) книги «Разговоры о русском балете» (2010). Лауреат премии Правительства РФ в области культуры (2019) за постановку балета «Пахита» в «Урал Опера Балет».

Билеты на лекцию в продаже на сайте и в кассе музея. Действует Пушкинская карта.