Выставка «Образ художника и слово писателя. Иллюстрации Б.Непомнящего к произведениям Ф.М.Достоевского»

Совместный проект Новгородского государственного объединенного музея-заповедника и Литературно-мемориального музея Ф.М.Достоевского в Петербурге.

29 марта — 19 мая 2024

На выставке представлены графические серии Бориса Непомнящего разного времени — иллюстрации к «Запискам из Мёртвого дома» и «Братьям Карамазовым» Ф.М.Достоевского.


Впервые к творчеству Ф.М.Достоевского Борис Непомнящий обратился в 1978 году, создав небольшой цикл станковых листов по мотивам романа «Братья Карамазовы». Его привлекало в романе пространство мыслей и страстей — символическое, очищенное от бытовизма. Он стремился выразить страсть и страдание, боль, разрывающую душу, и холод отчаяния, веру и безверие. Художник создал сложную метафорическую ткань, передав языком гравюры основные болевые узлы романа.

В карандашных рисунках (1983), явившихся смысловым продолжением цикла, Б.Непомнящий нашёл емкий и выразительный образ. Рисунки-паутинки, воссоздающие портреты Карамазовых, выявляют их антагонизм и родство. Каждый из них невольник страсти. У Федора Карамазова — это страсть плотская, у Ивана — интеллектуально-горячечная, у Алеши — мятущаяся страсть-вера.

В 2000-х гг. художник вновь обратился к творчеству Достоевского. В период с 2007 по 2009 год был создан цикл рисунков к «Запискам из Мертвого дома», включающий более пятидесяти большеформатных композиций. Свою серию Б.Непомнящий представил на выставке в Доме-музее писателя в Старой Руссе. В 2010 г. издательство «Вита Нова» выпустило «Записки из Мертвого дома» с этими иллюстрациями.

В «Записках» Достоевский передал впечатления от каторги — Мертвого дома, как назвал ее герой повести Александр Петрович Горянчиков. Трагический в своей безысходности мир, собравший зло наказанное и зло самодовольно-властвующее, воспроизводится Достоевским с точностью и беспощадностью. Б. Непомнящий следует за автором в передаче характеров, отношений, ситуаций и жизненных реалий. Фантасмагорическая «перевернутость» жизни и ее ценностей, пограничное состояние психики человека и какая-то тоскливая обыденность нашли отражение в работах художника.

Помимо карандашных рисунков, вошедших в книгу, Борис Непомнящий награвировал в технике офорта почти исчерпывающую галерею портретов героев «Записок». Эффект монотонности, однообразия, отчужденности от живой реальности возникает благодаря повторяющимся композиционным приемам в изображении героев, в одинаковом официально-жестком оформлении листа. Лишь три офорта выводят нас под открытое небо. Остальные изображают замкнутое пространство арестантского барака с зарешеченным окошком. Стена приближена к зрителю, она будто выталкивает к нему «портретируемого». Художника вслед за Ф. М. Достоевским интересует человеческое начало в отверженных преступниках. Тончайшие нюансы характеров выявляются не только благодаря глубокому постижению текста, но и техническому совершенству работ.

В 2014 году Борис Непомнящий начал работать над художественным решением «Музея романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы»» в Старой Руссе. Параллельно с этим проектом он создал серию рисунков, большая часть которых вошла в структуру экспозиции, расставляя в ней необходимые смысловые акценты. Художник просто знакомит нас с героями, не погружая в событийную среду романа, не изображая «надрывы». Из кажущегося хаоса серебристых линий возникают глубокие психологические портреты героев – как главных, так и второстепенных.

***

Борис Непомнящий в течение сорока лет обращается к творчеству Ф. М. Достоевского. И сегодня тексты писателя-философа по-прежнему оказываются для него привлекательными своей неисчерпаемой глубиной, а герои – необычностью, сложностью, человечностью.

Татьяна Володина,
ведущий научный сотрудник Новгородского музея-заповедника

 

 

Другие материалы на эту тему:

Борис Львович Непомнящий

Родился 18 августа 1945 года в Киеве.

1961—1966 годах учился в Одесском государственном художественном училище имени М. Б. Грекова.

В 1966-1971 — в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В. И. Мухиной.

С 1975 г. — член Союза художников СССР.

В 1988 г. — присвоено звание «Заслуженный художник РСФСР».

В 1998 г. — звание «Народный художник Российской федерации».

С 1994 по 2005 г. — Председатель Новгородской организации Союза художников России.

В 2006 году награжден Дипломом и золотой медалью Российской Академии художеств.

В 2009 г. — избран членом-корреспондентом Российской академии художеств.

В 2023 г. — избран действительным членом Российской академии художеств.

Творчество Бориса Львовича Непомнящего хорошо известно в России и за рубежом. Его произведения хранятся в мемориальных музеях Ф. М. Достоевского в Москве и Санкт- Петербурге, Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в галереях Швеции, Италии, Финляндии. Самая полная коллекция работ художника принадлежит Новгородскому музею-заповеднику и его филиалу Дому-музею писателя в Старой Руссе.