Государственный центр современного искусства-Петербург. Проект «Искусство жить дома»

Северо-Западный филиал Пушкинского музея - Государственный центр современного искусства Санкт-Петербург - представляет проект «Искусство жить дома», который формируется вокруг осмысления нескольких важных феноменов: бытования искусства в доме, коллекционирования, соотношения частного и публичного. Выставочными площадками станут мемориальные музеи, что позволит выстроить диалог наших художников-современников с петербуржцами прошлого в пространстве их домов.

Специально для этого проекта четыре петербургских художника — Лиза Бобкова, Александра Кокачева, Анна Мартыненко, Анна Слобожанина — создадут произведения, которые будут экспонироваться в домах-музеях, мемориальных квартирах и мастерских известных деятелей культуры Санкт-Петербурга. Такое решение — попытка наших современников выстроить интеллектуальный диалог со знаменитыми петербуржцами прошлого в их личном пространстве. Работы современных художников появятся в Музее петербургского авангарда (Дом М.В.Матюшина), Мемориальной мастерской М.К.Аникушина, Мемориальном музее-квартире Н.А.Римского-Корсакова, Литературно-мемориальном музее Ф.М.Достоевского. Кураторы проекта Дарья Болдырева и Николя Одюро, совместно с художниками и сотрудниками принимающих музеев, ведут исследовательскую работу, цель которой — погружение в контекст места, изучение истории отдельных героев и деятелей культуры и бережное взаимодействие с постоянными экспозициями.

Другой важной составляющей проекта станут произведения видеоискусства, в том числе из собрания Пушкинского музея, которые будут представлены на площадках вместе с новыми работами. Видео Оли Кройтор, Таус Махачевой, Александра Пономарёва, Лор Пруво и Гари Хилла будут своего рода аллегорическим дополнением к портрету владельца дома или частью диалога с ним.

Публичная программа развернется в нескольких городских локациях. В Музее «Полторы Комнаты» Иосифа Бродского пройдут ридинг-группы и кинопоказы, в исторических залах особняка Серебряковой (здание Европейского университета в Санкт-Петербурге) состоятся лекции и дискуссии. На всех выставочных площадках проекта будут организованы арт-медиации. Кроме того, будет доступен особый формат — визиты для небольших групп в частные квартиры коллекционеров и любителей искусства.

Организатор проекта: Северо-Западный филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина (ГЦСИ Санкт-Петербург)
Партнер ГМИИ им. А.С.Пушкина – Финансовый институт развития в жилищной сфере ДОМ.РФ

Даты проведения проекта: 13 октября – 20 ноября 2022

Кураторы: Дарья Болдырева, Николя Одюро

Площадки: Дом М.В.Матюшина, Мемориальная мастерская М.К.Аникушина, Мемориальный музей-квартира Н.А.Римского-Корсакова, Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского, музей «Полторы комнаты», особняк Серебряковой (Европейский Университет)

Художники: Лиза Бобкова, Александра Кокачева, Анна Мартыненко, Анна Слобожанина, Оля Кройтор, Таус Махачева, Александр Пономарёв, Гари Хилл

Сайт проекта: livingwithart.ru


ПРОГРАММА В МУЗЕЕ ДОСТОЕВСКОГО

Александра Кокачева. Проект «Птичий бестиарий»

При первом посещении музея-квартиры Достоевского можно не обратить внимание на детали интерьера, на его зоологические мотивы: лампу с фламинго, качалку-лошадку, собаку в орнаменте штор, канделябры с барашками, ножки-лапы у мебели.

Произведения и переписка Достоевского содержат множество упоминаний птиц, птичьих фамилий и обращений, топонимов, что позволило художнице Саше Кокачевой создать проект с воображаемым орнитологическим бестиарием. В романах Достоевского птичьи антропонимы (имена собственные людей) фигурируют как символы, образуя палимпсесты значений — эмоционально-экспрессивные и метафорические. Имена часто указывают на деятельность и характеристики литературных героев, иногда они содержат очевидные аллюзии и намеки на некоторые гротескные или, наоборот, тривиальные черты их носителей. Может показаться, что в символическом смысле человек с птичьей фамилией объединяет в себе земное и небесное начала, но в произведениях Достоевского герои часто не соответствуют своим «высоким» наименованиям. Например, фамилия генерала Иволгина (роман «Идиот»), пожалуй, самого комичного персонажа Достоевского, проистекает от названия птицы «иволга», известной своим завораживающим пением. У генерала же есть талант придумывать абсурдные истории и наполнять их странными людьми, деталями и откровенной бессмыслицей.

Художница размещает в экспозиции детской комнаты «портреты» птиц, как если бы это были портреты людей, напоминая зрителю литературных персонажей Достоевского (Птицын, Лебедев, Лебядкин, Снегирёвы), в которых проступает амбивалентная сущность героев.

Еще одна часть проекта Саши Кокачевой объединяет образ окна и птицы, где портьера украшена птичьим орнаментом. Этот образ восходит к воспоминаниям Достоевского о том, как в детстве он, его братья и сестры заслушивались сказкой «Жар-птица» — с одной стороны, и с другой — как в двухлетнем возрасте мать причащала его в церкви и «голубок пролетел из одного окна в другое».

Третья часть проекта вдохновлена цитатой искусствоведа и философа Бориса Гройса, описывающего коммуникационный сбой мира романов Достоевского: «Никакая диалогичность романам Достоевского не присуща. Герои не вступают в диалог, потому что не ждут узнать и не могут узнать для себя ничего нового. Они лишь обмениваются репликами, как птицы в лесу криками — чтобы узнать свою породу». Саша Кокачева, обмениваясь репликами с пространством музея, заселяет его звуками птиц в скворечниках и одновременно отсылает зрителя к топониму усадьбы Скворешники из романа «Бесы», который должен был символизировать дом, семью и очаг, но трансформировался в локус отчуждения.

Александра Кокачева (р. 1987) училась в Академии художеств имени Ильи Репина (факультет графики) и в Школе молодого художника (проект Фонда «ПРО АРТЕ»). С 2018 года активно участвует в групповых выставках, ярмарках, аукционах и художественных социально-урбанистических проектах. Размышляет об изменениях, вызванных антропогенным следом, о феномене воспоминаний. В работах соединяет личные переживания с образами коллективной памяти.
► Посещение проекта «Птичий бестиарий» – в часы работы Музея Достоевского, по входному билету в Музей Достоевского md.spb.ru/posetitelyam

Таус Махачева. Видеоинсталляция «Усилие»
► Видеоинсталляция не будет работать 7-12 ноября

Таус Махачева известна своими перформансами и видеоработами, в которых критически исследует происходящее при контакте различных культур и традиций. Ее художественная практика, возникшая в Москве и культурно укоренившаяся в регионе Кавказа, работает с культурой Дагестана, освещает его обычаи, пейзажи и т.д. Ирония художницы зачастую проверяет на прочность в современном мире некоторые идеи, образы, предметы.
Видео «Усилие» показывает человеческую фигуру, столкнувшуюся с невыполнимой задачей по перемещению массивной скалы. Выбранная позиция камеры подчеркивает подчиненность тела, а все действие пропитано иронией. В результате безнадежность затеи утрачивает трагический характер. Перед нами отчаянный поступок, основанный на тщеславии. Эти черты обнаруживаются в некоторых героях романов Достоевского.

Таус Махачева (р. 1983) — известная российская художница, получившая признание не только в России, но и в мире. Ее творчество отмечено большим количеством российских и международных премий. В произведениях Таус Махачевой раскрываются важные темы: вопросы идентичности, социальных норм и предписаний, соотношение национального и индивидуального, прошлого и современности, роль художника и искусства в обществе.
Посещение видеоинсталляции – в часы работы Музея Достоевского, по входному билету в Музей Достоевского md.spb.ru/posetitelyam 

Арт-медиации Илии Иванофф «Расскажите птицы, зачем я не птица?»

Арт-медиация «Расскажите птицы, зачем я не птица?» включает обзор проекта «Птичий бестиарий» Александры Кокачевой и одноканальной видеоинсталляции «Усилие» (2010) Таус Махачевой. Медиатор Илия Иванофф проводит перформативную арт-медиацию, которую описывает поэтическим языком: «Он говорит: зачем я не птица? Она говорит: отчего люди не летают так, как птицы? Они говорят: как улететь, не улетая? Дом — гнездо. Мысль — птица. Руки — две большие птицы. Как зависнуть в небе, не выходя из комнаты? Как улететь? Перелететь? Не выходя из дома. Иногда кажется, что мы — птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежались, подняли руки и полетели. Полетели сквозь окна, занавешенные портьерами. Полетели сквозь голоса, пойманные эхолотом».

Расписание арт-медиаций Илии Иванофф:

16 октября (вс) в 14:00
22 октября (сб) в 16:00
30 октября (вс) в 16:00
5 ноября (сб) в 16:00
13 ноября (вс) в 14:00
19 ноября (сб) в 14:00

 Посещение арт-медиаций livingwithart.ru/art_mediation