Выставка "Oh Brothers!"

Литературно-мемориальный музей Ф.М.ДостоевскогоСанкт-Петербургский Академический театр балета под руководством Бориса ЭйфманаВыставка "O Brothers!"8 - 28 февраля 2013 Санкт-Петербургский Академический театр балета под руководством Бориса Эйфмана и Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского представляют выставку «Oh Brothers!», посвященную истории создания и сценической жизни спектакля Бориса Эйфмана «Братья Карамазовы». В экспозицию вошли уникальные рабочие материалы периода создания балета, премьерные афиши, фотографии, эскизы художника В. Окунева, костюмы главных действующих лиц.Премьера спектакля «Братья Карамазовы» состоялась 10 октября 1995 г на сцене Александринского театра. «Наше обращение к «Карамазовым» не случайно, потому что те идеи, которые мы пытались воплотить в каждой своей работе отдельно, теперь слились в один поток», - отмечал Борис Эйфман в своем обращении к зрителям. За годы существования хореографическое прочтение великого романа Ф. М. Достоевского снискало всемирное признание и получило высокие оценки авторитетных критиков. Спектакль исполнялся на сценах России, США, Германии, Франции, Австрии, Испании, Швейцарии, Голландии, Польши, а также Бразилии, Кореи, Египта и ряда других стран. Начиная с 1995 года балет был показан более 160 раз.Первыми исполнителями главных партий в спектакле «Братья Карамазовы» стали представители легендарного поколения солистов Академического театра балета 1990-х годов: народный артист России Альберт Галичанин (Иван), Игорь Марков (Алексей), Герман Рубчихин (после его трагической гибели роль Дмитрия перешла к Юрию Ананяну, который активно участвовал в постановочных репетициях, но не смог станцевать на премьере из-за травмы), заслуженные артисты России Елена Кузьмина (Екатерина Ивановна) и Вера Арбузова (Грушенька), Андрей Гордеев (Федор Павлович Карамазов).Балет «Братья Карамазовы» отмечен престижными театральными наградами. В 1996 году за создание спектакля Борис Эйфман был удостоен высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучшая постановка балетмейстера». Солист Игорь Марков стал лауреатом «Золотого софита» в номинации «Лучшая мужская балетная партия» (партия Алексея). В 1997 г году за эту же сценическую работу танцовщик получил Национальную театральную премию «Золотая Маска».В январе 1999 года состоялась американская премьера балета, на которую откликнулись все ведущие издания и наиболее влиятельные критики Нью-Йорка, в том числе: Анна Киссельгоф (Anna Kisselgoff), Дебора Джоуитт (Deborah Jowitt, ее статья «Oh Brothers!» дала название выставке), Сильвиан Голд (Sylviane Gold), Клайв Барнс (Clive Barnes). Анна Киссельгоф на страницах «Нью-Йорк таймс» в развернутом материале «Русские психодрамы создаются танцем» отметила следующее: «Карамазовы» - мрачный, сильный балет, который сфокусирован на дуэли между телом и духом ». Спектакль и гастроли балета Эйфмана в целом были в центре внимания и русскоязычной прессы Америки. Известный журналист Нина Аловерт, называя «Карамазовых» самым сильным спектаклем Эйфмана, предположила: «Горький итог философских выводов Эйфмана, наверно, до конца понятен только русскому зрителю… Трагический конец балета – трагический конец целого периода русской истории». Однако в новом XXI веке балет «Братья Карамазовы» оказался интересен и востребован не только у русской публики. Спектакль был дважды перенесен на европейские сцены: 19 января 2002 года состоялась премьера в Германии в Aalto Ballett Theater Essen (Эссен), а 8 ноября 2009 года постановку представил будапештский Hungarian State Opera House. Многочисленные восторженные отклики журналистов и театроведов свидетельствуют о том, что «Карамазовы» стали настоящим гвоздем сезона в этих театрах.Новый этап жизни спектакля «Братья Карамазовы» начался в 2012 г., когда Борис Эйфман приступил к переосмыслению своего балета 1995 года. Сочинив новую хореографию и кардинально переработав драматическое содержание постановки, Эйфман вплотную приблизился к наиболее полному раскрытию важнейших тем великого романа Достоевского: дурной порочной наследственности, богоискательства, цены всеобщего счастья. Премьера нового балета «Братья Карамазовы» пройдет 2 апреля 2013 г. на сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге. Сразу после этого начнется активная гастрольная жизнь спектакля: в первой половине апреля он будет показан в Казани, а в середине месяца – в Минске. Выставка «Oh Brothers!» будет работать в Литературно-мемориальном музее Ф.М. Достоевского на протяжении всего февраля 2013 г. 8 февраля в 19.00 в музее состоится творческая встреча с первыми исполнителями главных партий в балете «Братья Карамазовы».   Академический театр балета выражает свою признательность коллегам из Эссена и Будапешта за оказанную помощь в подготовке выставки.В знак признательности Литературно-мемориальному музею Ф.М. Достоевского за предоставленную возможность проведения выставки «Oh Brothers!» Театр передаст в фонд музея часть архивные материалы, фото, коллекцию афиш и программок спектакля «Братья Карамазовы»Из отзывов о балете «Братья Карамазовы»:«Борис Эйфман прочел Достоевского конгениально. Переведя дух в тело своего балета, он остранил Достоевского, сделав его пригодным для сегодняшнего зрителя» (Александр Генис, «Новое русское слово»)«История семьи Карамзовых развивается чрезвычайно динамично. Сюжет, то, чего современный балет сторонится, дан внятно и захватывающе. Борис Эйфман … сочинил постановочный балет, проявив себя как умный, тонкий и изобретательный режиссер. Его фантазия бьет через край, нигде не нарушая границ вкуса и смысла» (Елена Алексеева, «Русская мысль»)«Думаю, что в «Карамазовых» Эйфман … вырвался наконец на простор мысли и чувства, создав не просто балет, а театрально-хореографическое действо, где в одинаковой мере важны танец, пластика, жест, пантомима. Самые сложные жизненные коллизии и философские проблемы Эйфман умеет разрешать с поразительной ясностью с помощью пластики и танца, экспрессивной, захватывающей дух динамики и «мертвых», статических пауз. Его основное орудие – метафора, раскрывающая глубокий подтекст происходящего» (Игорь Ступников, «Час пик») «Я видел балет Бориса Эйфмана «Карамазовы» и был потрясен тем, как он сумел языком хореографии блестяще передать эмоциональную гамму гениального произведения Ф. Достоевского» (М. Л. Ростропович)Официальный сайт Санкт-Петербургского Академического театра балета под руководством Бориса Эйфмана: www.eifmanballet.ru/ Справки по тел. +7 921 977 43 00