Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского
Музей истории российской литературы имени В.И. Даля (Москва)
Центр культурных инноваций «Анима»
Роман «Идиот» глазами художников
Выставка, посвященная 150-летию романа «Идиот»
22 марта – 14 апреля 2019, Палаццо Пегасо (Флоренция)
Palazzo del Pegaso (Sala del Gonfalone): Флоренция, via Cavour, 2
22 марта в Palazzo del Pegaso во Флоренции состоялось открытие совместной выставки Государственного музея истории российской литературы имени В.И.Даля и Литературно-мемориального музея Ф.М.Достоевского в Петербурге «Роман „Идиот“ Ф. М. Достоевского глазами художников. К 150-летию написания романа». На выставке представлено 40 работ из собраний российских музеев.
Проект осуществлен по инициативе Центра культурных инноваций «Анима». Это первый проект недавно созданной некоммерческой организации, ставящей перед собой целью развитие и укрепление культурных связей между Россией и Италией. Его успешное осуществление свидетельствует о большом потенциале Центра и перспективах его деятельности.
Достоевский жил во Флоренции во время своих заграничных скитаний. Вместе с женой Анной Григорьевной они переехали из Швейцарии в Италию, пережив потерю своего первого ребенка, трехмесячной Сони. Во Флоренцию Достоевские приехали в начале декабря 1868 г. и поселились на улице Гвиччардини, в доме напротив Palazzo Pitti: via Guicciordini № 8, на втором этаже, где прожили до начала августа 1869 г. Достоевский стал брать книги в Кабинете Вьессе, в книгах записей которого остались его автографы как читателя. Красота Флоренции, сады Боболи, которые особенно полюбила Анна Григорьевна, произведения искусства в знаменитых флорентийских картинных галереях постепенно вернули к жизни супругов, тяжело переживавших смерть дочери.
Достоевский полностью погрузился в работу над романом «Идиот», который и был завершен в январе 1869 г. Роман о положительно прекрасном человеке, размышления о красоте и ее судьбах в мире связались для Достоевского с Флоренцией, в которой он прожил около восьми месяцев. Здесь также начали складываться новые творческие замыслы писателя.
Мир романов Достоевского всегда привлекал художников. В музеях Москвы и Петербурга хранятся большие коллекции иллюстраций практически ко всем его произведениям. В честь 150-летия романа «Идиот» Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля (Москва) и петербургский Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского подготовили выставку иллюстраций к этому роману русских художников нескольких поколений.
Роман насыщен событиями и характерами. Даже среди романов Достоевского, всегда отличающихся интенсивностью действия, «Идиот» занимает особое место. Лица, сцены, картины сменяют друг друга со стремительной скоростью. Мир романа чрезвычайно пластичен, насыщен изобразительными деталями, богат психологическими нюансами. Это настоящий клондайк для иллюстраторов.
Несмотря на это, роман долго не иллюстрировался. Единственная известная иллюстрация к роману, выполненная в XIX в. – «Генерал Иволгин рассказывает князю Мышкину об его отце» Е.П. Самокиш-Судковской, – была опубликована только в 1895 г. в альбоме «Юмор Ф.М.Достоевского».
Но и в первой половине ХХ века, как в дореволюционное время, так и в довоенные годы роман не иллюстрировался. Наиболее ранние работы – портретные карандашные зарисовки персонажей романа В. Сулимо-Самуйлло: князь Мышкин, Ганя (1935). И только в первое послевоенное десятилетие «Идиот» был полноценно проиллюстрирован Л.Е. Фейнбергом (1947), но, по обстоятельствам той эпохи, до публикации его работы не дошли.
В 1956–1958 гг. иллюстрации к «Идиоту» были сделаны известным иллюстратором Достоевского С.М. Шор, к сожалению, они также не вышли за пределы мастерской художницы. Работы Л.Е.Фейнберга и С.М.Шор выполнены в реалистической традиции и передают богатую фактуру романного действия.
Первым иллюстратором «Идиота», чьи работы в 1962 г. были включены в двухтомник избранных сочинений Достоевского, выпущенный Лениздатом, стал А.А. Ушин. Он начал работу над большой серией линогравюр на сюжет романа в 1956 г., в издание вошла только часть из них. Ушину свойственна тяга к специфическому петербургскому колориту, почти все его иллюстрации включают в себя картины городского пейзажа – тягостного, тревожного, драматичного. Чёрно-белая гамма линогравюр (с преобладанием чёрного) создаёт трагическую атмосферу, подчёркивает непосильность подвига князя Мышкина.
Особая страница в истории иллюстрирования романа – работы Ильи Глазунова. Созданные в середине 1950-х гг., они экспонировались на выставках художника, но до 1982 года не воспроизводились в книжных изданиях. Выполненные в манере усиленного психологизма портреты главных героев романа вызывают у зрителей сильный эмоциональный отклик и надолго запоминаются. Для многих именно образы, созданные Глазуновым, представляются наиболее точными и адекватными тексту романа.
Но роман многопланов и, кроме психологизма и реалистической проработки обстоятельств, содержит в себе также религиозно-мистические, философские, символические пласты. Именно эти художественные уровни привлекали к себе в 1960-е – 1980-е гг. интерес А.Н. Корсаковой, создавшей графическую сюиту смятенных душ героев романа, В.С. Вильнера, в своих фантазиях по мотивам романа попытавшегося выразить его глубинные смыслы, А.А. Гурьева, искавшего в слове Достоевского символическое, общечеловеческое содержание.
В 1970-е годы, во многом благодаря 150-летию со дня рождения Достоевского, произошел всплеск интереса к его творчеству во всех сферах искусства. В этот период (1970-е – 1980-е гг.) многие художники обратились к миру Достоевского. Значительная часть представленных на выставке работ была создана именно в эти годы: В. Вильнер, О. Евсеев, М. Ройтер, В. Хруслов и другие. Все эти художники, обращаясь к роману «Идиот», стремились воплотить свое понимание образов главных героев и прежде всего князя Мышкина. Не оставляют попыток понять сложный мир романа и художники в ХХI веке. На выставке представлены работы А. Зыкиной (2003) и В. Забелина (Вика). Все работы отмечены индивидуальностью художественного метода и творческого, духовного погружения в мир романа Достоевского.
История иллюстрирования романа «Идиот» продолжается.
Богатство художественных интерпретаций романа, разнообразие технических приёмов и средств, привлекаемых иллюстраторами для реализации своих замыслов и откровений, позволяет даже в пределах небольшой выставки показать его идейную и эстетическую масштабность, эмоциональную насыщенность и духовную мощь.
Московский и петербургский музеи Достоевского рады представить эти коллекции во Флоренции, одном из замечательных городов, связанных с творчеством Достоевского.
Выставка открыта для публики с понедельника по пятницу с 10:00 до 12:00 и с 15:00 до 19:00, в субботу с 10:00 до 12:00 http://www.consiglio.regione.toscana.it/iniziative/vista?id=3026
Государственный музей истории российской литературы имени В.И.Даля