Выставка "Свету ли провалиться, или мне чаю не пить?"

В День Достоевского, 3 июля 2010 г., в Музее Достоевского открылась выставка "Свету ли провалиться, или вот мне чаю не пить"?. Достоевский очень ценил хороший  чай. Когда ночами он писал свои романы, на его письменном столе обязательно стоял стакан крепкого чая, а в столовой самовар по его просьбе всегда держали горячим. В название выставки «Свету ли провалиться, или вот мне чаю не пить?» вынесены слова подпольного парадоксалиста из повести «Записки из подполья», пьющего чай, как и многие другие герои Достоевского, «со значением».  Это  произведение стало философским введением писателя в цикл больших романов. Подпольный герой Достоевского отстаивает свободу личности, даже если она оборачивается своеволием и капризом: «Человеку надо – одного только самостоятельного хотенья, чего бы эта самостоятельность ни стоила и к чему бы ни привела…». «Чаепитие» для него становится не просто обыденным, бытовым делом, но своеобразным вызовом миру. Отсутствие возможности «пить чай» рассматривается как признак бедности, социальной ущербности («Чаю не пить как-то стыдно… ради чужих и пьешь его, для вида, для тона…»). Чаепитие у Достоевского является неотъемлемым атрибутом глубоких раздумий, особенно значимых разговоров: Кириллов в «Бесах» пьет чай и готовится совершить самоубийство, Иван  в «Братьях Карамазовых» предлагает  Алеше чай, прежде чем начинает ему читать свою поэму «Великий инквизитор»; в романе «Идиот» Аглая «чаем» проверяет Мышкина: «Вы сумеете взять и выпить прилично чашку чаю, когда на вас все будут нарочно смотреть?». Вяч. Иванов назвал чаепитие у Достоевского «симптомом русского медитативного идеализма».Изломанные персонажи романов Достоевского и за общим чаепитием сохраняют свою обособленность, свои потаенные мысли. Социальное неравноправие мучает их, в желании утвердить себя любой ценой, они высказывают парадоксальные  мысли: ответом  на вопрос «Свету ли провалиться или мне чаю не пить?», становится «Я скажу, что свету провалиться, а чтоб мне чай всегда пить...». Близко к этому утверждению звучит название дневника Ипполита (роман «Идиот») “Après moi le déluge”(«после меня хоть потоп»).    Стремление к утверждению себя приводит героя романа «Преступление и наказание» Родиона Раскольникова к решению дилеммы «Тварь ли я дрожащая, или право имею». Именно этому, самому петербургскому произведению Достоевского, посвящен второй зал выставки, в котором представлены наиболее интересные иллюстрации к роману из фондов музея.Авторы выставки: Вера Бирон, Игорь Князевпри активном участии Ольги Зверевой, Тимура Егорова, Софьи Дьяченко и Сергея КнязеваВыставка открыта до 31 июля 2010 года