Выставка Валерия Рабчинского "Одинокий путник"

С 12 августа по 1 сентября 2010 г. в Музее Достоевского прошла выставка художника Валерия Рабчинского "Одинокий путник".Валерий Рабчинский (1945-2007), член Союза художников России, петербургский живописец, участник многочисленных выставок, в том числе персональных в Германии, Великобритании, Ирландии. Валерий Рабчинский - художник-одиночка, не принадлежащий ни к одной из петербургских групп. Любимые сюжеты мастера связаны с тем, что он знает и чувствует наиболее глубоко и сильно, его мир - мастерская, где рождаются и превращаются в художественные образы мысли, ощущения, впечатления. Выставка посвящена 65-летнему юбилею художника. Выпускник Средней художественной школы при Академии Художеств (СХШ) и живописного факультета Института живописи, скульптуры, архитектуры имени И.Е.Репина в 1972 году (мастерская профессора И.А.Серебряного), Валерий Рабчинский считался одним самых талантливых художников своего поколения. Сначала творческая жизнь Рабчинского складывалась вполне удачно. В 1975 году, через три года после окончания института , он стал членом Союза художников, активно выставлял свои работы на многочисленных выставках в Ленинграде и Москве.В начале 1980-х, Рабчинский, картины которого на выставках привлекали внимание виртуозным владением техникой импрессионизма, почувствовал неудовлетворенность результатами своей работы. Его живопись становится все сложнее, драматичнее и непонятнее для публики и художников, с которыми учился в Академии, общался в Союзе художников. Рабчинский не нашел и в сообществе быстро набиравшего силу петербургского «андеграунда». Он был типичным художником-одиночкой, предпочитающим сосредоточенную на проблемах творчества жизнь в мастерской активным групповым выставкам, жарким спорам, бурным выступлениям и собраниям. Лишь немногие понимали его искусство и разделяли его искания, ценили и уважали его за независимость взглядов. Подобная позиция «чужого» всегда опасна и непредсказуема. Она требует огромного мужества и решимости, она обрекает творца на нищету и безвестность. Рабчинский сознательно, следуя примеру своих любимых Сезанна и Ван Гога, избрал этот путь. Он ненавидел фальшь и двойные стандарты окружающей его действительности. Солнце ушло из его палитры, уступив место напряженному и драматическому синему тону.Постепенно складывался ряд любимых сюжетов художника. Он пишет близких людей, прежде всего членов семьи, немногих друзей, автопортреты. Больше всего картин Рабчинского связано с его мастерской. Мастерская – его мир, построенный на полутонах, в котором почти яркого света, в нем гармонично существуют привычные вещи: холсты, кисти, краски, букеты цветов и прекрасные девушки-модели. Начиная с конца 1990-х Рабчинский почти не показывал свои произведения посторонним, не участвовал в выставках. Именно тогда он создал самые проникновенные, философские и глубокие произведения- размышления о мире, космосе, человеке, жизнь которого лишь миг на фоне бесконечности Вселенной. Требовательный к себе до беспощадности, Рабчинский редко оставался доволен результатами своего труда. Отсюда и долгий путь к завершенности картины, который иногда занимал годы. Лишь немногие работы он написал сразу и больше к ним не прикасался. Это являлось свидетельством того, что он был удовлетворен сделанным. Таких произведений в последнее время становилось все больше. Казалось, что наконец художник близок к победе, что теперь он может немного расслабиться и позволить себе чуть-чуть отдохнуть. Но жизнь неожиданно и трагически закончилась... На мольберте в его мастерской осталась последняя работа, начатая за несколько недель до его ухода.