К 225—летию со дня рождения А.С.Пушкина
11 ноября — 15 декабря 2024
Расписание экскурсий по выставке
Пушкин и Достоевский вошли в историю русской литературы и в сознание поколений читателей как самые петербургские писатели, творцы петербургского мифа. В Петербурге много адресов, которые одновременно значимы в биографии Пушкина и Достоевского и в судьбах героев их произведений.
Жизнь Пушкина завершилась 29 января 1837 года. В мае этого года в Петербург для поступления в Главное инженерное училище отправляются юные братья Федор и Михаил Достоевские. Мечтают они о том, чтобы пробраться в ту квартиру, где скончался Пушкин и побывать на месте дуэли поэта. Адрес последней квартиры Пушкина на Мойке 12 стал символической отправной точкой жизненных и творческих путей Достоевского, никогда не расстававшегося с Пушкиным от ранней юности и до последних дней.
В Петербурге много таких мест, где словно пересекаются пути писателей, отделенных друг от друга разными временными промежутками: набережные Невы, Мойки и Фонтанки, старая Коломна, Летний сад, Невский проспект… Некоторые из адресов связаны с исключительно значимыми, переломными моментами в жизни писателей. Так, из кондитерской Вольфа и Беранже на Невском проспекте начинается путь Пушкина к месту дуэли. Именно возле этой кондитерской состоялось знакомство Достоевского с Михаилом Петрашевским, имевшее огромное значение в его биографии: посещение собраний в доме Петрашевского, увлечение социалистическими идеями, арест в апреле 1849 г., каторга, Сибирь. Петербург Пушкина и Достоевского представлен на карте, где обозначены точки пересечения петербургских скитаний писателей и адреса их героев в пространстве Петербурга. Ко всем адресам даны подробные комментарии.
Герои Достоевского часто находятся в своеобразном внутреннем диалоге с миром произведений Пушкина. Так, Макар Девушкин читает «Станционного смотрителя» и испытывает грустное и утешительное чувство своего родства с Самсоном Выриным. Пушкин воплотил трагедийную сторону жизни скромных обитателей большого города, которые хотели бы быть независимыми и счастливыми, но оказались беззащитными перед грозными силами природы и перед мощной властью «Того, чьей волей роковой Под морем город основался». Петербург «Медного всадника» — это город, таящий неразрешимые противоречия, приведшие к безумию и гибели бедного Евгения.
Безумие — тайная сторона жизни Петербурга. Герой «Преступления и наказания» Аркадий Свидригайлов назвал Петербург «городом полусумасшедших». Город становится «катализатором» странных идей, порождает фантастические мечтания. Исследователями творчества Достоевского давно замечена глубокая связь между «Пиковой дамой» Пушкина и «Преступлением и наказанием». Германн и Раскольников оказываются во власти идеи, для достижения которой они готовы пренебречь законами морали. Мечта Германна о богатстве, добыть которое он хочет с помощью карточной игры, оборачивается одержимостью и приводит его к безумию. «Идея» Раскольникова, с помощью которой он оправдывает убийство, приводит его к душевному краху и оборачивается каторгой. Оба эти героя находятся во власти мистических видений и снов. Достоевский восхищался мастерством Пушкина в искусстве изображения фантастического, о чем он писал в письме к Ю.Ф.Абаза (15 января 1880 г.).
Присутствие Пушкина в мире Достоевского огромно. Одна из их общих тем — это размышления о личности Петра I и о его роли в истории России. Параллельные высказывания Пушкина и Достоевского о Петре собраны вокруг монитора, на экране которого, сменяя друг друга, проходят разные изображения Петра I. В последнем разделе выставки представлены высказывания писателей о Петербурге. Посетителю предлагается внимательно их прочитать и отгадать, какие слова принадлежат Пушкину, а какие Достоевскому. Ответы можно найти, воспользовавшись куар-кодом.
На выставке представлены подлинные предметы из собрания Всероссийского музея А.С.Пушкина.
Электронные копии изображений предоставили:
Всероссийский музей А.С.Пушкина, Государственный музей А.С.Пушкина (Москва), Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Московская государственная картинная галерея народного художника СССР Ильи Глазунова.
Авторы выражают признательность за предоставление материалов для выставки.
Над созданием выставки работали: Н.Т.Ашимбаева, Б.Н.Тихомиров, В.П.Принева, А.В.Опочанский (дизайн).