7 октября — 25 ноября 2014
Ф. М. Достоевский и А. И. Солженицын — знаковые имена в русской истории и культуре XIX–XX вв. При всем глубоком различии творческих миров двух писателей, между ними есть и сходство в переломных моментах биографии, и точки пересечения в их взглядах на некоторые проблемы общественной жизни. Безусловно, А. И. Солженицын всегда помнил о творчестве великих русских писателей Толстого и Достоевского, и опыт каждого из них имел большое значение для создателя «Одного дня Ивана Денисовича», «Архипелага ГУЛАГ» и эпопеи «Красное колесо».
В основе выставки «Солженицын и Достоевский» лежат размышления о судьбах этих писателей и об их творчестве на фоне и в единстве с историей России. Главным событием, определившим основной вектор творческого, духовного, общественного пути и Достоевского, и Солженицына, живших в разные исторические эпохи, разделенных временным промежутком более чем в столетие, стали арест, тюрьма, каторга, ссылка.
Достоевский был арестован 29 апреля 1849 г. за участие в социалистическом кружке М. Петрашевского. Затем — Петропавловская крепость, следствие, эшафот на Семеновском плацу, отправка в Сибирь, Омский острог, ссылка (солдатчина) в Семипалатинске — в общей сложности 10 лет жизни писателя. На основе опыта каторги Достоевский создал «Записки из Мертвого дома».
А. Солженицын, будучи командиром батареи звуковой разведки, воевавшей в составе 68-й артбригады в Восточной Пруссии, был арестован 9 февраля 1945 г. Причиной ареста стала перехваченная военной цензурой переписка Солженицына с его другом Н. Виткевичем, содержавшая критику Сталина. Друзья мечтали о «социализме с человеческим лицом». После ареста — этап, следствие, московские тюрьмы, лагеря, каторжный Экибастуз, ссылка в Южный Казахстан — всего 11 лет. Опыт лагерей и тюрем послужил для создания «Одного дня Ивана Денисовича», «В круге первом», «Архипелага ГУЛАГ».
Эти два ключевые для биографии и творчества Достоевского и Солженицына события ложатся в основу первой части выставки — раздел «Тюрьма и ссылка». Здесь создается образ, вызывающий у посетителя острое чувство общности судеб двух русских писателей, оказавшихся узниками и лагерниками только потому, что искали справедливости, думали о лучшем будущем для России. Достоевскому в момент ареста еще не исполнилось 28 лет, точно так же, как и Солженицыну. Портреты писателей, относящиеся к этому времени их жизни, выполненные на ткани, отделяют с двух сторон раздел «Тюрьма и ссылка». Тема ареста представлена рукописями: альбом с воспоминания Достоевского о его аресте, а также страницы рукописи «Архипелага ГУЛАГ» — глава «Арест». Достоевский был арестован белой ночью в Петербурге, а Солженицын в Восточной Пруссии, недалеко от города Найдебурга, в тех местах, где попала в окружение армия генерала Самсонова в августе 1914 года и которые он позднее опишет в своем «Красном колесе». Рукописные материалы, относящиеся к аресту, сопровождаются видами этих мест.
Центральная витрина — ключевая для этого раздела. В ней экспонируются подлинные предметы: кандалы заключенного Омского острога, рукопись «Сибирской тетради» Достоевского, здесь же: телогрейка Солженицына, номера на ткани, пришивавшиеся к одежде заключенных, лагерный блокнот, четки, которые Солженицын сам сделал в лагере и с помощью которых заучивал стихи, не имея возможности сохранить их в записанном виде. Эти стихи — поэма «Дороженька» — посетитель может послушать в исполнении автора, включив звук в наушниках.
Обоих судьба привела в Сибирь, в бескрайние казахские степи: Достоевского в Семипалатинск с его окрестностями, Солженицына в лагерь Экибастуза, а после освобождения — в Кок-Терек Джамбульской области на юге Казахстана. Эти образы станут фоновыми в разделе, относящемся к первому разделу выставки. Также он будет насыщен сопутствующими видами Омска, Семипалатинска, Экибастуза, изображениями каторжников из «Записок из Мертвого дома», выполненными иллюстраторами этого произведения Достоевского, и другими материалами.
Вторая часть выставки посвящена художественному и публицистическому творчеству Достоевского и Солженицына, прежде всего, но не исключительно вдохновленному опытом тюрьмы и ссылки («Записки из Мертвого дома»; «Один день Ивана Денисовича», «В круге первом», «Архипелаг ГУЛАГ» и др.), а также их размышлениям об исторических судьбах России, о русском народе, о русской революции — с акцентами на сходстве проблематики, на моментах мировоззренческой, идеологической, экзистенциальной близости: «Меня спасла каторга», — писал Достоевский; «Благословляю тебя тюрьма, что ты была в моей жизни» — писал Солженицын. Оба имели в виду тот трагический опыт, который дал мощный импульс творчеству. В творчестве Солженицына постоянно присутствует Достоевский, либо в виде прямых отсылок, либо как творческая перекличка или диалог в плане мировоззрения, взглядов на историю России. Цитаты из произведений Солженицына, сопровождающие материалы экспозиции, дают представление о восприятии Солженицыным биографии и произведений Достоевского, об их отражении в творчестве автора книг «В круге первом», «Красное колесо» и др.
Первый раздел второй части выставки посвящен разделенным ровно столетием «Запискам из Мертвого дома» Достоевского и повести Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Представлены публикация в журнале «Время» «Записок из Мертвого дома» (1862) и журнальная публикация в «Новом мире» «Одного дня Ивана Денисовича» (1962), а также первое отдельное издание повести Солженицына. Показана история публикации «Одного дня…» в «Новом мире», отношения с редакцией журнала, роль А. Т. Твардовского. Триумф «Одного дня Ивана Денисовича» и начало противостояния с властью и официальной литературной средой. Иллюстрациями к «Запискам из Мертвого дома» представлены каторжные и лагерные типы. Фотографиями — облик писателей времени создания этих великих книг.
Второй раздел. Развитие в творчестве Солженицына лагерной темы. Размышления о судьбах России и народа.
Работа над романами «В круге первом», «Раковый корпус». «Август четырнадцатого». Места творческой работы: Кок-Терек, Владимирская деревня: у Матрены, Рязань. Присутствие Достоевского в этих произведениях обозначается цитатами (например, философский разговор во время колки дров — «В круге первом»). Воплощение народного начала: «Мужик Марей» Достоевского и «Матренин двор» Солженицына.
«Архипелаг ГУЛАГ». Корреспонденты-соавторы (представлены письма «свидетелей Архипелага», их фотографии: Д. С. Лихачев, В. Т. Шаламов, Л. З. Копелев, Н. В. Тимофеев-Рессовский, А. Ю. Сузи и др.). Тайная работа. «Открытые источники» («Крутой маршрут» Евгении Гинзбург, «Колымские рассказы» Варлама Шаламова и др.). Сопоставление русской каторги эпохи Достоевского со сталинскими лагерями — по «Архипелагу «ГУЛАГ».
Захват КГБ машинописи «Архипелага…» у Е. Д. Воронянской, ее самоубийство. Публикация за границей. Здесь размещается столик с пишущей машинкой А. И. Солженицына
Исключение из Союза писателей. В этом разделе показаны отдельные издания произведений Солженицына, вышедшие за границей.
Тема революции и революционной бесовщины в творчестве писателей. Отдельно развернут раздел, посвященный «Августу четырнадцатого». Здесь несколько военных фотографий 1914 г. Фото генерала А. В.Самсонова; фотография отца писателя И. С. Солженицына — прототипа героя эпопеи Сани Лаженицына. Предреволюционная ситуация в России: манифестации <фотографии из Музея Политической истории России>. Брошюра Мережковского «Пророк русской революции. К юбилею Достоевского» (СПб., 1906). Издание «Бесов» в издательстве YMCA-Press (Paris). Тема «бесов»: С. Нечаев и Г. Богров — террористы, герои Достоевкого и Солженицына. Иллюстрации к роману Достоевского «Бесы».
Третий раздел. Тайное распространение произведений Солженицына. Самиздат. Представлены экземпляры произведений, имевшие хождение в машинописных перепечатках и в фотокопиях. Зарубежные издания (тамиздат). Особый экспонат — металлический ящик, в котором в 1970–1980 гг. хранился сам- и тамиздат, закопанный на дачном участке (предоставлен петербургским отделением НИЦ «Мемориал»). Травля Солженицына в печати представлена газетными публикациями 1970-х гг. Арест. Высылка за границу. Фотографии. Встреча в Германии. Генрих Белль и друзья в Европе: Н. Струве, Александр Шмеман и др.
Все разделы сопровождаются фотоматериалами по темам.
В сенсорном киоске посетитель может рассмотреть рукописи Солженицына («Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом», «Раковый корпус», «Август четырнадцатого»)
Третья часть выставки. Прижизненное признание. Центром раздела являются темы: Пушкинская речь Ф. Достоевского и Нобелевская премия А.Солженицына. В центральной витрине представлены экспонаты, связанные с триумфом Пушкинской речи Достоевского: лавровый венок, фото с Праздника, распорядительские билеты, текст Пушкинской речи. Рядом: нобелевский костюм Солженицына, диплом нобелевского лауреата, издание нобелевской речи, фотографии с церемонии вручения премии.
Здесь представлены портреты Достоевского и Солженицына периода их большого общественного признания. Здесь размещен монитор с показом в режиме нон-стоп коллекции фотографий. Здесь же в отдельной витрине будут представлены личные вещи А. И. Солженицына.
Завершит выставку подборка цитат из произведений Достоевского и Солженицына, а также из их публицистики на темы войны и мира, свободы и насилия, отношений народа и интеллигенции, размышления о судьбе России. Эти параллельные цитаты будут идти на экране в режиме нон-стоп.
Выставка создана на материалах, предоставленных Фондом А. И. Солженицына, Н. Д. Солженицыной и на экспонатах Литературно-мемориального музея Ф. М. Достоевского. Часть книг и материалы Самиздата получены из Петербургского отделения НИЦ «Мемориал».
При создании выставки использованы тексты произведений Достоевского и Солженицына, а также литература о творчестве А. И. Солженицына.