Выставка-исследование «... Одной картины я желал быть вечно зритель»

«Сикстинская Мадонна» и Достоевский

Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского
Государственный Эрмитаж

5 августа  14 сентября 2025

«Сикстинская Мадонна» Рафаэля Санти, одно из величайших и самых знаменитых произведений эпохи Высокого Возрождения, стала значимым явлением в русской культуре и вызвала многочисленные статьи и отдельные высказывания писателей, критиков, философов от ХУIII и до ХХ вв, от В.А.Жуковского, П.Анненкова, А.Герцена, В.Белинского и до В.Шаламова, В.Гроссмана. Отклики на эту картину разнообразны — от восторженных до резко критических, свидетельствующих о глубоко неравнодушном отношении к творению Рафаэля. На выставке можно познакомиться с высказываниями  русских писателей о впечатлениях от «Сикстинской Мадонны». Картина Рафаэля представлена по копии, выполненной  А.Т.Марковым в 1830-е гг. с точным соответствием оригиналу (из собрания Музея Российской Академии художеств).

Достоевский любил произведения Рафаэля такие, как «Мадонна в креслах», «Иоанн Креститель в пустыне», но «Сикстинская Мадонна» была его любимой картиной, к ней у него было глубоко личное отношение. Он подолгу вглядывался в этот образ в Дрезденской картинной галерее. Образ Сикстины стал для Достоевского воплощением Красоты, он неоднократно обращается к этой картине в разных произведениях, особенно значимо в романах «Преступление и наказание», «Бесы», «Подросток».

Достоевский  мечтал, чтобы у него была фотография с изображением Мадонны Рафаэля. Жена писателя Анна Григорьевна вспоминала, что не могла найти хорошей репродукции с картины в антикварных магазинах. Фотография «Сикстинской Мадонны» большого формата с изображением Мадонны с младенцем, без святых, была подарена Достоевскому С.А.Толстой (вдова А.К.Толстого) в 1879 году, и висела в его кабинете над диваном. Это хорошо видно на фотографии кабинета писателя, выполненной петербургским фотографом В.Таубе после смерти Достоевского, по заказу А.Г.Достоевской.

Во второй половине ХIХ в. в Европе были достигнуты большие успехи в создании фоторепродукций произведений искусства, но фотографии такого большого формата, скорее всего, изготавливались небольшими тиражами. После смерти Достоевского фотография Мадонны принадлежала его сыну Ф.Ф.Достоевскому. В 1918 г. Федор Федорович выехал на юг России, чтобы похоронить свою мать, Анну Григорьевну, умершую в Ялте в полном одиночестве и около двух лет не мог вернуться в условиях Гражданской войны. Его квартира в Петрограде долго оставалась пустой. Мадонна и другие предметы, находившиеся там, были утрачены.

Поиски Мадонны Достоевского заставили обратить пристальное внимание на фотографию, хранящуюся в Государственном Эрмитаже. Она точно соответствовала по описанию, размеру, времени создания (1870-е гг.) исчезнувшей фотографии Достоевского. Исследования, выполненные сотрудниками Музея Достоевского совместно с коллегами из Эрмитажа, позволяют с большой долей вероятности предположить, что историческая фотография эрмитажной Мадонны и есть та, которая принадлежала Достоевскому. Происхождение эрмитажной фотографии неизвестно. На выставке представлены материалы, которые дают основание надеяться, что нашлась Мадонна Достоевского.

Фотография Сикстинской Мадонны из собрания Государственного Эрмитажа представлена на выставке, копия этой оригинальной фотографии находится в мемориальном кабинете Достоевского. Она висит над диваном, а напротив, в углу у окна находится подлинная икона Достоевского «Богоматерь всех скорбящих Радость». На выставке помещена копия этой иконы.

В кабинете Ф.М.Достоевского находились и картина Рафаэля, и икона «Богоматерь всех скорбящих радость». Это символично и значимо для понимания отношения Достоевского к искусству и к православной вере. 

Над созданием выставки работали: Н.Т.Ашимбаева, Б.Н.Тихомиров, А.В.Опочанский (дизайн).

Музей на карте