Календарь событий

2020
Театральная афиша
26
ноября
(четверг)
выставка
Открыта до 17 декабря

26 ноября - 17 декабря 

«Преступление и наказание» — народный взгляд 

Павел Кодинцев
Александр Кисин

Графика
Дерево, болгарка

26 ноября - 17 декабря 2020

В предъюбилейный год Достоевского музей представляет весьма своеобразные «иллюстрации» к первому в «Великом пятикнижии» писателя роману «Преступление и наказание», выполненные в необычной и редкой технике, а именно – резьбы по дереву электроинструментом - «болгаркой».

Известно, что в творчестве писателя с философской программой «почвенничества», мечтавшего о воссоединении образованного сословия, оторвавшегося от этико-религиозных основ народной жизни, с русской почвой, голос народа является выражением идеи Достоевского об объединении всего «русского света».

Ни в одном романе писателя голос народа не проявлен так мощно, как в «Преступлении и наказании», определяя концепцию автора о воскресении героя-преступника, «принужденного хотя бы и погибнуть, но примкнуть опять к людям», к корням почвы, а также отказ от замысла, связанного с крайним отторжением героя, нарушившего кодекс «почвы», – убийство Раскольникова каторжниками в церкви.

Народ сочувствует герою, осуждает его, комментирует его поступки.

При этом яркая площадная народная стихия, где смеховое начало утверждает торжество жизни, а сама смерть чревата рожденьем и обязательным воскресением, воплощает живую жизнь, ту самую простую, веселую «человеческую природу», от которой отрезан герой.

Стилистика народных сцен – балаганна, сюжет и герой – трагичны.

В этом ключе художники иллюстрируют народные сцены на Сенной площади, главных героев романа и даже рискуют воплотить  еще и современный  народный взгляд на важные  философские идеи романа.

Это особенный ракурс взгляда на роман из гущи народной жизни любопытен еще и как нынешний социальный феномен, связанный с карнавальной стихией современной ярмарочной площади в век «человека играющего» (И.Хёйзинги «Homo ludens»).

Обращает на себя внимание также связь с народным началом  – и в технике, и в манере исполнения, и исконно русским природным материалом – деревом.

Павел Владимирович Кодинцев

«К Фёдору Михайловичу Достоевскому у меня особое отношение со школьных лет. Сидя за партой, воспринимал его как великого писателя и философа, а “Преступление и наказание” как раскаяние, рай и ад, страх и бесстрашие, Верхний разум и помешанность, людские пороки и Божьи правила, разноголосье трактовки обыденных вещей и поступков, влияние информационного поля на неокрепшие умы, отношение к конкретному “я“, людское осуждение и оправдание».

Родился в 1963 г. в Красноярске. С 3-х лет живёт в Ленинграде-Петербурге, окончил 3 класса художественной школы №4 Кировского района, учился в ПТУ № 61. С детства «сидит в своей песочнице», с его слов «задумчивый». С 2015 г. занимается художественной обработкой древесины: обработка древесных щитов «болгаркой» со всевозможными насадками. Принёс показать свои работы Дмитрию Шагину и Кириллу Миллеру. Работы понравились. Миллер сказал, что «эту “болгАРТскую” графику надо попробовать».

Участвовал в «Рождественской выставке». Музей «Митьки». СПб, 28.12.2019

Художник говорит о своей любви к лесу:

«У нас в России уважают дерево. Из него строят избы, бани, изготавливают мебель, предметы быта, и даже наш рубль называют – ‘’деревянным’’. Лес-лекарь успокаивает, растворяя плохие мысли, и поглощает их губкой своих непредсказуемо витиеватых стволов. Как промокашка впитывает бесконечно хаотичными линиями своих сучков жизненные страхи и невзгоды. Лес одаривает постоянным ожиданием весны, роста и прибавляет энергию жизни. Дерево согревает, даже водку у нас делают из дерева. Упоминание о знаковом Древе Жизни звучит в легендах большинства народов России. Дерево объединяет огонь и воду, как составные основы мироздания. Древесной копотью первобытные художники наносили символы удачи и силы на сводах пещер, а на древесных срезах той же копотью и настоями коры делали изображения религиозных сцен, знаков, наносили  письмена. Древесную текстуру многие воспринимают как знахаря-ведуна, глядя на её неповторимые изгибы и подсознательно выстраивая свои позитивное будущее, мысли и планы, отсеивая при этом весь негатив. Ведь мы как деревья, если детализировать, не похожи друг на друга, у нас у каждого индивидуальные изгибы сучков-мыслей, стволов-тел и листвы-поступков. А нам остаётся только подчёркивать, что-то свое, разглядывая, или мельком воспринимая рисунки и изгибы деревьев, Леса. Дерево творит, делая свою жизненную графику, а нам остаётся наблюдать, выделять и строить. Люблю Дерево, по-своему, очень».

Александр Геннадьевич Кисин

Родился в Иркутске в 1960 г. Окончил Политехнический институт. Работал с художниками, реставраторами в Доме-музее декабристов. С 1988 г. – в Петербурге, работал на телевидении в компании «Русское видео». Работа с деревом – от поделок в детстве как хобби до изготовления резной корпусной мебели.


Н.В.Чернова-Герман, старший научный сотрудник Литературно-мемориального музея Ф.М.Достоевского

10
ноября
(вторник)
выставка
Открыта до 15 декабря

10 ноября - 15 декабря 2020

Достоевский и Некрасов
Собратья по перу. Сближения и расхождения

Выставка к 200-летию писателей

10 ноября - 15 декабря 2020

Партнеры выставки: Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского, Всероссийский музей А.С.Пушкина, Музей-квартира Н.А.Некрасова, Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н.А.Некрасова «Карабиха»

Некрасов и Достоевский принадлежали одному поколению. Их имена были постоянно на первом плане литературной жизни 1840-х - 1870-х годов. Некрасов первым разглядел огромный талант Достоевского, опубликовав его дебютный роман «Бедные люди в «Петербургском сборнике» (1846), где были напечатаны и его собственные ранние стихи. Первое дружеское сближение навсегда осталось в памяти обоих писателей, хотя в дальнейшем их пути то расходились, то пересекались. Достоевский пережил каторгу и ссылку и на целое десятилетие был выброшен из литературной жизни. В поэме «Несчастные» (1856) Некрасов изобразил Достоевского-каторжника под прозвищем Крот.

В 1860-х гг. они были в разных станах бурной общественной жизни. Почвеннический журнал «Время» братьев Достоевских полемизировал с радикальным «Современником», издававшимся Некрасовым.

Однако интерес к творчеству друг друга был у них всегда. И здесь проходит глубинная линия связи двух писателей. Некрасов очень высоко оценил роман Достоевского «Подросток», который напечатал в 1874 г. на страницах своего журнала «Отечественные записки». Достоевский называл Некрасова «одним из самых страстных, мрачных и „страдающих“ наших поэтов». Строки из разных некрасовских стихотворений вошли в образную ткань таких его произведений, как «Записки из подполья», «Преступление и наказание», «Подросток», «Братья Карамазовы». В Некрасове Достоевский видел «общечеловека», русского кающегося дворянина, но в сердце своем носящего образ народа, понимающего его характер, чувствующего его боль. В «Дневнике писателя» за 1873 год Достоевский публикует статью, посвященную стихотворению «Влас», в котором поэт создал «величавый образ народный».

В «Дневнике писателя» за 1877 год, в статье «Смерть Некрасова», Достоевский написал о своей любви к его поэзии и определил главное в духовном и творческом облике поэта: «Он шел и бился о плиты бедного сельского родного храма и получал исцеление… В любви к народу он находил какой-то незыблемый и святой исход всему, что его мучило». В этой статье Некрасов предстает как один из выдающихся «русских скитальцев», о которых в 1880 году Достоевский напишет в своей «Пушкинской речи».

Выставку можно посетить в часы работы музея:
вт, чт, пт, сб, вс: 11.00-18.00 (касса до 17.30)
ср: 13.00-20.00 (касса до 19.30)
пн: выходной


12
июля
(воскресенье)
экскурсия
Открыта до 31 декабря

в течение года

Уникальная возможность открыть для себя "фантастический и умышленный" Петербург Достоевского.
Авторские экскурсии сотрудников Музея Достоевского:

  • · «Петербург в романе “Преступление и наказание”»  
  • · «Достоевский и его герои в окрестностях Владимирской площади» 
Группы: не более 5 чел. (в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией)
Стоимость экскурсии: 4000 руб. 
Заказ экскурсий по тел. +7 812 571 40 31, +7 953 140 50 26, dostoevsky.museum@gmail.com