Календарь событий

2019
Театральная афиша
20
марта
(среда)

Интерактивная выставка «Заходи к Заходеру и захвати Литературный багаж»

С 20 по 31 марта в Музее Достоевского снова будет открыта интерактивная выставка, посвященная переводам и поэтическому творчеству Б. В. Заходера. На этот раз выставочное пространство будет дополнено работами учеников петербургских школ.

В ноябре 2018 в Музее Достоевского прошла интерактивная выставка, посвященная Борису Заходеру, приуроченная к 100-летию со дня рождения переводчика, благодаря которому отечественный читатель узнал и полюбил героев иностранной детской литературы: Винни Пуха, Мери Поппинс, Алису в Стране Чудес, Питера Пена и многих других. Осенью выставку посетили коллективы петербургских школ-участников проекта школьно-музейного сотрудничества «Литературный багаж», после чего начали работу над созданием собственных экспонатов, посвященных Заходеру и его героям. Результатом проекта стали «багажи»: мобильные мини-выставки, на которых можно и увидеть Винни Пуха, и найти предметы, связанные с работой переводчика, и даже прочитать «сопелки» и «пыхтелки» XXI века.  

На обновленной выставке посетители смогут как увидеть интерактивные экспонаты, подготовленные профессиональными музейными работниками, так и познакомиться с тем, что было создано в рамках проекта «Литературный багаж» посетителями. Выставка – итог совместной работы музейщиков и жителей Санкт-Петербурга.

На выставке будут проходить интерактивные экскурсии для детей 8-11 лет в сопровождении взрослых 23 и 30 марта в 13.30. Обязательна предварительная запись по телефону 571 40 31. Возможно самостоятельное посещение выставки в часы работы музея по входному билету, а также заказ групповой экскурсии в отличное от указанного в расписании время.

Стоимость семейного билета на взрослого и ребенка – 500 рублей, количество человек в группе – не более 12.

Куратор выставки – научный сотрудник Музея Достоевского Мария Владимировна Михновец
8 (812) 571 40 31

https://vk.com/zahoder_v_musee_dostoevskogo

13
марта
(среда)
конференция
Открытие 13 марта

13, 16 и 27 марта в 19.00

ДНИ ПИОНТЕКА 2019 в Музее Достоевского: 13, 16 и 27 марта в 19.00

Георгий Владимирович Пионтек (10 марта 1928 − 2 июня 2005) – архитектор, художник, этнокультуролог, настоящий подвижник, посвятивший свою жизнь спасению памятников культуры разных народов, поиску и сохранению уникальных образцов техники, орудий, предметов уходящего быта.

В советские годы усилиями этого человека был спасён от уничтожения дом Достоевского в Кузнечном переулке и разработана концепция Литературно-мемориального музея писателя. Пионтек – автор идеи и участник создания Зеленого пояса Славы Ленинграда, проекта реставрации Нижнего парка в Петергофе (в составе группы авторов), реализованных проектов парка «Дубки» в Сестрорецке, национальных парков-музеев «Умид» под Шахрисябзом (Узбекистан). «Торум-Маа» под Ханты-Мансийском и др. Однако главным делом жизни Г.В. Пионтека является беспрецедентный по масштабу проект Культурно-просветительского, научно-исследовательского, историко-экологического и учебного центра – национального (международного) Парка-музея «Человек и Среда», который был включён в Генеральный план развития Ленинграда и Ленинградской области на 1985-2005 г.г., но так и не был воплощён в жизнь.

«Дни Пионтека» были инициированы друзьями, последователями и учениками Георгия Владимировича. Они проводятся с 2006 года под эгидой Санкт-Петербургского Союза ученых (СПбСУ), активным членом которого был Г.В.Пионтек и где в 2005 г. – сразу после кончины Георгия Владимировича – была создана Группа по сохранению его творческого наследия.

«Дни Пионтека» — это встречи, выставки, дискуссии и творческие вечера, темы которых связаны с широчайшим кругом сфер интересов и творчества Г.В.Пионтека, с осмыслением духовного наследия этого удивительного и самоотверженного человека.

Открытие нынешних, четырнадцатых по счёту, «Дней Пионтека» состоится 10 марта, по традиции,  в день рождения Георгия Владимировича.

Мероприятия проводятся на пяти площадках – в Литературно-мемориальном музее Ф.М.Достоевского (м. «Владимирская», Кузнечный пер., 5/2), в Центральной Городской Публичной Библиотеке им. В.В.Маяковского (м. «Гостиный Двор», наб.р.Фонтанки, 46), в Библиотеке «Лиговская» (Лиговский пр., 99), в Библиотеке «Старая Коломна» (Никольская пл. 2), в Центральной районной Библиотеке им. Д.Н. Мамина-Сибиряка (Пушкин, Малая ул., 20)

ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЙ В МУЗЕЕ ДОСТОЕВСКОГО

13 марта (среда), 19.00
Литературный вечер «Велимир Хлебников Сто лет назад. Мысли о пульсации вселенной…». Автор и ведущий – Евгений Борисович Белодубровский, учёный, библиограф, писатель, драматург и литературовед, краевед, публицист, член Санкт-Петербургского союза учёных, член Группы по сохранению творческого наследия Г.В. Пионтека. «Гениальный изгой и поэт-дервиш» – так говорит о поэте знаток его творчества Евгений Белодубровский, который расскажет о непростой судьбе Велимира Хлебникова и прочтёт его замечательные, не имеющие аналогов стихи. «Если я обращу человечество в часы, И покажу, как стрелка столетия движется, Неужели из нашей времени полосы Не вылетит война, как ненужная ижица?..»: в этих словах «Председателя земного шара, поэта-будетлянина» – целая жизненная парадигма… Вход свободный

16 марта (суббота). 19.00
Презентация книги «Вокруг Достоевского. Поиски, находки, размышления».
Ведущий – автор книги Николай Николаевич Богданов, психиатр, психолог и культуролог. Основные области интересов – психология творчества, патография деятелей мировой культуры и науки. Книга адресована тем, кто любит творчество Ф.М. Достоевского, увлечён его личностью и желает глубже проникнуть в сущность того и другого, тем, кто хочет увидеть тот свет, что, без сомнения, был виден одному из титанов мировой литературы. Свет его веры в человека – даже если писать это слово с маленькой буквы. Автором затронуты малоисследованные, сложные, иной раз даже болезненные вопросы биографии и литературного наследия Ф.М.Достоевского. Затронута история великой и многострадальной страны, что зовётся Россией.

27 марта (среда), 19.00
«Крестьянский Петербург – мифы и реальность». Лекция  Аллы Владимировны Краско - сотрудника Института генеалогических исследований Российской Национальной Библиотеки, члена-учредителя, вице-президента Русского генеалогического общества, организатора международных семинаров и конференций, проводимых Институтом генеалогических исследований, в том числе «Шереметевских чтений», руководителя Школы практической генеалогии при Российской Национальной Библиотеке. Вход свободный

Организаторы и кураторы «Дней Пионтека»

От Санкт-Петербургского союза учёных: Вячеслав Константинович Кузнецов, кандидат технических наук, член Координационного совета Санкт-Петербургского союза учёных, руководитель Группы по сохранению творческого наследия Г.В. Пионтека, тел. +7 911 925 08 63, Алина Николаевна Тулякова, председатель Санкт-Петербургского фехтовального клуба,  член Группы по сохранению творческого наследия Г.В. Пионтека, тел. +7 911 267 39 98.

От Музея Достоевского: Наталья Владимировна Шварц, научный сотрудник, член группы по сохранению творческого наследия Г.В. Пионтека, тел. +7 951 675 60 79.

От Центральной Государственной Публичной Библиотеки им.В.В.Маяковского: Георгий Владимирович Мазуркевич, заведующий отделом культурных программ, тел.336 70 67, 712 52 42 (раб.)

От Библиотеки «Лиговская»: Антон Викторович Сидоров, сотрудник библиотеки тел. +7 981 952 20 91

От Библиотеки «Старая Коломна»: Елена Яковлевна Афанасьева, заведующая библиотекой, тел.714 74 86(раб.)

От Центральной районной библиотеки им. Д.Н. Мамина-Сибиряка: Татьяна Руслановна Стрижова, заведующая библиотекой, тел. 466 59 39 (раб.)

 

23
февраля
(суббота)
информация

23 февраля музей открыт

График Музея Достоевского 22-24 февраля 2019

22/02: 11.00-17.00
23/02: 11.00-18.00
24/02: 11.00-18.00

касса закрывается за 30 мин. до закрытия музея


15
февраля
(пятница)
городские новости

15 февраля в Петербурге объявлена эпидемия гриппа

Сегодня, 15 февраля, на сайте Роспотребнадзора опубликовали постановление главного санитарного врача города Наталии Башкетовой. В документе говорится об усилении мероприятий по профилактике гриппа и других ОРВИ. В Северной столице официально объявили эпидемию гриппа.

Во исполнение пункта 6 Постановления Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу от 14.02.2019 № 2 «Об усилении мероприятий по профилактике гриппа и других ОРВИ в период эпидемиологического подъема 2019 года  в Санкт-Петербурге» и в целях предотвращения формирования очагов с групповыми заболеваниями респираторными инфекциями Комитет по культуре Санкт-Петербурга уведомляет о мерах предосторожности при посещении массовых культурно-развлекательных мероприятий для детей в закрытых помещениях начиная в период эпидемиологического подъема.

Одни болеют гриппом несколько дней, а другие дольше и с тяжёлыми осложнениями. Всего существует три типа вируса гриппа, которым свойственна бесконечная изменчивость, при этом защитить себя от гриппа и его последствий — в силах каждого.

Что такое грипп и какова его опасность?

Грипп — это инфекционное заболевание, заболеть которым может любой человек. Возбудителем гриппа является вирус, который от инфицированных людей попадает в носоглотку окружающих.

Большинство людей болеют гриппом всего лишь несколько дней, но некоторые заболевают серьёзнее, возможно тяжёлое течение болезни, вплоть до смертельных исходов.

При гриппе обостряются имеющиеся хронические заболевания, кроме этого, грипп имеет обширный список возможных осложнений:

Лёгочные осложнения (пневмония, бронхит). Именно пневмония является причиной большинства смертельных исходов от гриппа.
Осложнения со стороны верхних дыхательных путей и ЛОР-органов (отит, синусит, ринит, трахеит).
Осложнения со стороны сердечно-сосудистой системы (миокардит, перикардит).
Осложнения со стороны нервной системы (менингит, менингоэнцефалит, энцефалит, невралгии, полирадикулоневриты).
Чтобы избежать возможных осложнений, важно своевременно проводить профилактику гриппа и правильно лечить само заболевание.

Обычно грипп начинается внезапно. Возбудители гриппа, вирусы типов А и В, отличаются агрессивностью и исключительно высокой скоростью размножения, поэтому за считанные часы после заражения вирус приводит к глубоким поражениям слизистой оболочки дыхательных путей, открывая возможности для проникновения в неё бактерий.

Среди симптомов гриппа — жар, температура 37,5–39 °С, головная боль, боль в мышцах, суставах, озноб, усталость, кашель, насморк или заложенный нос, боль и першение в горле.

Грипп можно перепутать с другими заболеваниями, поэтому чёткий диагноз должен поставить врач, он же назначает тактику лечения.

Грипп: Симптомы и профилактика
10
февраля
(воскресенье)
день памяти

10 февраля в 18.00

10 февраля в 18.00
Пушкинский вечер в Музее Достоевского
182 года со дня гибели поэта (1837-2019)

«Мой первый друг...». Моноспектакль Игоря Ларина / Театр "Монплезир"

Это спектакль о Пушкине по воспоминаниям его друга Ивана Пущина от лицейских лет и до конца жизни, о таком Пушкине, каким он представляется и нам. Трогательные воспоминания, написанные декабристом Пущиным, становятся на сцене увлекательной историей, иногда лирической, иногда комичной, но, главное, живой и трогательной. И.Ларин смело переосмысляет устойчивый миф о преданном «друге гения», но делает это обаятельно и смешно, иронично, но не зло. В спектакле пластика актёра связана с текстом до такой степени, что они сливаются в одно целое. Звуковая партитура спектакля создаётся самим актёром. Спектакль поражает мгновенной трансформацией, изощренной игрой с предметами, тонким чувством стиля и ощущением эпохи.

Продолжительность спектакля 1 час.

Игорь Ларин - режиссер, актер и художник. Лауреат Всероссийских и Международных театральных фестивалей, обладатель «Золотой Пушкинской медали» и Диплома Российского Фонда культуры.

Вход на спектакль по регистрации https://dostoevskymuseum.timepad.ru/event/893593 

Контакт: +7 921 977 43 00, dostoevsky.museum@gmail.com 

СОЦСЕТИ:
ВК: https://vk.com/pushkinlarin 
FB: https://www.facebook.com/events/619863901779205/ 

9
февраля
(суббота)
день памяти

9 февраля - День памяти Федора Михайловича Достоевского 
9 февраля 2019 - 138-я годовщина со дня смерти писателя 

14.00 Александро-Невская лавра. Некрополь мастеров искусств (Музей городской скульптуры. Пл. Александра Невского, 1). Возложение цветов к могиле Ф.М.Достоевского 

15.00 Собор Владимирской Иконы Божией Матери (Владимирский пр. 20). Панихида 

16.00 Музей Достоевского (Кузнечный пер., 5/2)
Вечер памяти Ф.М Достоевского
«Дневник писателя» Ф.М.Достоевского. Вступительное слово директора Музея Достоевского Натальи Ашимбаевой
О русском характере. Страницы из «Дневника писателя» читает заслуженный артист России Сергей Бызгу (Театр имени В.Ф.Комиссаржевской)
Калейдоскоп публицистики: уголовные процессы, спиритизм и др. Лекция доктора филологических наук Бориса Тихомирова (Музей Достоевского)           

Вход свободный
Контакт: +7 921 977 43 00, dostoevsky.museum@gmail.com 

6
февраля
(среда)
выставка
Открыта до 26 февраля

6-26 февраля 2019

Валентин Афанасьев
Музыку можно видеть
Живопись

6-26 февраля 2019
Открытие выставки 7 февраля в 17.00

Валентин Афанасьев – музыкант и художник, член Союза концертных деятелей Санкт-Петербурга, член Ассоциации русских художников в Париже. Родился в 1945 году. Окончил Санкт-Петербургскую консерваторию по классу скрипки. Работал в качестве солиста, ансамблиста и артиста оркестра (концертмейстера) в России и за рубежом. Первый сольный концерт дал в 14 лет. В 1974 году принял участие в первой официальной выставке художников нонконформистов в Санкт-Петербурге. С тех пор участвовал  более чем в полусотни художественных выставок в России, Швеции, Германии, США, Канаде, Франции, Италии. Автор книги «Светозвуковой музыкальный строй. Элементарная теория  аудиовизуальных стимулов» (издательство «Музыка», Москва, 2002). Преподавал принципы светозвукового музыкального строя в Санкт-Петербургской консерватории.

Валентин Афанасьев продолжил поиски по объединению звука и цвета в направлении, указанном Скрябиным, Барановым-Россине, Матюшиным. Интерес его к этой сфере можно назвать профессиональным: музыку и живопись он давно совмещает на личностном уровне. Афанасьев – концертирующий музыкант. Вместе с тем он – известный художник, вышедший из андеграунда, участник выставок в ДК им. Газа и «Невский». Музыкальная тема в его изобразительном творчестве всегда была ведущей.

Соответствиям звука и цвета, устанавливаемым до сих пор, по большей части, ассоциативным или психофизиологическим путем, он решил найти объективные основания и построил выверенную систему цветосветомузыкальных отношений, независимых от произвола индивидуального восприятия. Он исходил из того, что прямого соответствия между цветами и звуками не существует. Так, например, два цвета, соседних в спектре, дают консонанс, в то время как два взятых одновременно звука, соседних в гамме, – диссонанс. Следовало искать другие закономерности, связанные с внутренним «устройством» музыки: отношения цветов должны соответствовать отношениям звуков. И здесь главную роль играет корреляция звука и цвета по степени их напряженности. На этом пути были найдены соотношения степеней цветовых напряженностей, соответствующие напряженностям в отношениях звуков. Один и тот же звук может характеризоваться тремя различными цветами, в зависимости от того, какую позицию он занимает: в пространстве функциональных наклонений (законы гармонии, нахождение соответствия цветового решения гармоническому на основе принципа дополнительности цветов); в пространстве тональностей; в пространстве мелодии (мажорные и минорные последовательности воспроизведения звуков и цветов).

В результате соответствия цветозвуковых отношений были установлены и подкреплены созданием их математической модели. Автор получил два патента на изобретения: российский («Способ формирования цветного изображения») и французский («Устройство для продуцирования аудиовизуальных стимулов»). Предложенная система уже используется на практике. Разработана соответствующая компьютерная технология перевода звука в цветной свет. В Санкт-Петербурге (Смольный собор, 2007; Капелла, 2008; Филармония, 2008; Ледовый дворец, 2009) и в Париже состоялись концерты, на которых музыку можно было не только слышать, но и видеть. Афанасьев создал также особые картины, написанные «по нотам», в полном соответствии с партитурой: «Чакона» и «Сарабанда» Баха, «Ave Maria» Шуберта. Художник проводит специальную демонстрацию, сопровождая звучащую музыку последовательным визуальным путешествием по живописному полотну.

Официальный сайт Валентина Афанасьева: http://www.afanasieff.ru/

Соцсети:
ВК https://vk.com/chromatomusique 
FB: https://www.facebook.com/events/317140955572965/

Выставку можно посетить в часы работы музея:
вт, чт, пт, сб, вс: 11.00-18.00, ср: 13.00-20.00, касса закрывается за 30 мин. до закрытия музея
выходной: понедельник

4
февраля
(понедельник)
выставка
Открыта до 28 февраля

4-28 февраля 2019

Выставка Ларисы Берлин "Театр, цирк, иллюзион"
4-28 февраля 2019
Открытие выставки: 4 февраля в 18.00

По образованию театральный художник, как человек разносторонний, Лариса Берлин занимается живописью, графикой, работает в жанре скульптуры малых форм, преподает изобразительное искусство.

На выставке представлены живопись, маски, куклы. Работам, выполненным в разное время и в разнообразной технике, присуща театральность, превращающая каждую работу в спектакль, где художник сам себе режиссер.

СОЦСЕТИ
Вконтакте: https://vk.com/larisaberlinteatr
Facebook: https://www.facebook.com/events/1127473620762836 

3
февраля
(воскресенье)
музей - детям

3 и 16 февраля, 9, 10 и 24 марта 2019. Начало экскурсий в 13.30

Интерактивные экскурсии «В гости к писателю»

3 и 16 февраля, 9, 10 и 24 марта 2019 
Начало экскурсий в 13.30

Музей Достоевского приглашает взрослых посетителей с детьми на семейные интерактивные экскурсии «В гости к писателю» 3 и 16 февраля в 13.30.

Во время интерактивной экскурсии дети узнают, как жила петербургская семья в XIX веке, какие были у неё традиции и какие предметы её окружали; что такое журфикс, кашлетр, красный угол, что это за странная буква «фита» и многое другое.  Посетители познакомятся с домашней жизнью Достоевского, научатся «читать» историю семьи по предметам обстановки и соотносить биографию писателя с его творчеством. И ребята, и взрослые сыграют в игры, которыми Достоевский занимал своих детей, Любу и Федю, посмотрят книги, которые он им читал, увидят небольшие послания детей своему отцу и поупражняются сами в составлении подобных записочек, а также помогут жене писателя, стенографистке, расшифровать свои записи.

Посещение только по предварительной записи по тел. 571 40 31 (с 11.00 до 18.00). Продолжительность экскурсии - 1 час.
Стоимость общего билета на взрослого и ребенка – 500 руб.

https://vk.com/dostoevsky_for_children

21
января
(понедельник)
концерт

Концерт, посвященный 75-й годовщине полного снятия блокады Ленинграда

21 января 2019 в 18.00

ТРАГИЧЕСКОЕ В МУЗЫКЕ
концерт, посвященный 75-й годовщине полного снятия блокады Ленинграда

21 января 2019 в 18.00

Программа концерта «Трагическое в музыке» составлена из произведений выдающихся композиторов разных эпох, воплотивших тему трагизма, которая была внутренне близка Достоевскому.

Исполнители:
Роберт Деревягин, бас
Мария Деревягина, фортепьяно

В концерте прозвучат:

Р.Вагнер. Заключительная сцена из оперы «Валькирия» - «Прощание Вотана с дочерью Брунхильдой»

И.-С.Бах. Речитатив и ария из «Страстей по Матфею» - «Шествие на Голгофу»

М.П.Мусоргский. «Полководец». Из цикла «Песни и пляски смерти». «Забытый»

Д.Д.Шостакович
Сюита на стихи Микеланджело
«Отрывок» («В еврейской хижине лампада») на стихи А. С. Пушкина
«Бабий Яр». Первая часть Тринадцатой симфонии

Г.В.Свиридов. «Песня о Земле» из «Патетической оратории»

С.В.Рахманинов. «Пред иконой»

Й.Гайдн. «На землю солнце шлёт свои лучи, своё тепло» из цикла «Времена года»

Вход свободный

 

15
января
(вторник)

Музей Достоевского
Выставка Игоря Петрова "Портреты городов". Живопись
15 января - 3 февраля 2019
Презентация выставки: 18 января в 17.00

С 15 января в Музее Достоевского известный мастер пейзажной картины Игорь Петров – профессор Санкт-Петербургской Академии художеств - представляет выставку «Портреты городов». 


В экспозиции около 20 работ разных лет и циклов, в которых общее и самое ценное – одухотворенность мотива, независимо от его географии: Петербург или Толедо, Таврида или Рим. Произведения Игоря Петрова убеждают, что для него всё вокруг «живое» и имеет свой характер и культурную память: дома, мосты, скалы, деревья, облака.

Его пейзажи - это размышления о феномене «genius loci», а сверхзадача – уловить характер и отразить уникальный образ в своей эстетической манере. Романтическое начало в творчестве художника проявилось уже в самых первых работах. В пейзажах Санкт-Петербурга воплощается его неповторимая метафизика.

Поэтичный и возвышенный образ города словно растворяет все будничное и сиюминутное в живописной гармонии («Голубые купола», «Ангел над городом»). Ностальгией и ощущением мистической связи с прекрасным и безвозвратно ушедшим проникнуты многие лирические мотивы («Видение», «Таинственный вечер», «Оранжерея в Петергофе», «Зимняя песнь фавнов»).

Энигматичность Петербурга подчеркнуто драматична в работах последних лет («Фонарные бани», «Весенние грозы», «Красный дом», «Балтийский завод», «Башня»).

Индивидуальная интонация автора неизменно присутствует и в классических «вечных мотивах» Парижа, Венеции, Флоренции, Амстердама и др.. Декоративной нарядной выразительностью, выверенной театральностью композиции или острым ассоциативным рядом он создает свои портреты городов («Гранада», «Толедо», «Зной. Балаклава», «Розовый Петергоф»).

Один из самых блистательных отечественных искусствоведов Михаил Юрьевич Герман, характеризуя Игоря Петрова как художника-интеллектуала, особо отмечал: «У него редкое чувство городского пейзажа, он пишет подлинные портреты городов,.. удивительно развито восприятие индивидуальности города, улицы, здания - того, что римляне называли «духом места» (genius loci)… Замечательна способность видеть поразительную и пронзительную красоту обычного, ему присуща своего рода поэтическая монументальность, мир его картин эпичен, но дышится в нем легко, он соразмерен человеку – качество, издревле присущее настоящему искусству. Он не отображает видимый мир, он создает живопись».

Творчество Игоря Петрова, развивая лучшие традиции русской и европейской пейзажной живописи, успешно представлялось на персональных выставках в художественных музеях Санкт-Петербурга, Сочи, Ростова-на–Дону, Казани, Симферополя, Самары, Нижнего Новгорода, Саратова и в Риме (Италия).

Произведения художника находятся в собраниях Русского музея, Музея Института русского реалистического искусства (ИРРИ, Москва), Музея искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков (МИСП), Музея истории Санкт-Петербурга, Научно-исследовательского музея академии художеств и др.

Выставку можно посетить в часы работы музея:

вт, чт, пт, сб, вс: 11.00-18.00
ср: 13.00-20.00
касса закрывается за 30 мин. до закрытия музея
выходной: понедельник

13
января
(воскресенье)
музей - детям

13 января 2019 в 13.30 

Рождественские истории в доме Достоевского

Праздничные занятия для взрослых с детьми 6-12 лет 

13 января в 13.30 

Тема детства – одна из важнейших в творчестве Ф.М.Достоевского, и собственные дети были для него большой радостью. Одним же из любимых праздников Ф.М.Достоевского было Рождество, именно в канун этого чудесного дня происходят события его замечательного петербургского рассказа «Мальчик у Христа на ёлке». 

Во время праздничного занятия в Музее Достоевского дети и их родители узнают:

- какими вкусностями угощал писатель своих любимых детей, Любу и Федю, что танцевал с ними и какие книги считал самыми подходящими для детского чтения 
 
- какими были традиции празднования Рождества в семье писателя и в Петербурге в 70-х гг. XIX века

- как Достоевский украшал рождественскую ёлку, какие подарки ждали детей в гостиной и на какие балы он водил своих маленьких сына и дочь. 

В конце занятия ребята сделают новогоднюю игрушку, подобную тем, которых дети Достоевского видели на рождественских ёлках. 

Продолжительность занятия – 2 часа. Посещение только по предварительной записи по тел. 571 40 31 

Стоимость общего билета на взрослого и ребенка – 500 рублей
Форма одежды - обычная, сменная обувь для детей - по желанию

https://vk.com/elkanakuznechnom 
19
декабря
(среда)
выставка
Открыта до 17 марта

Выставка в Музее железных дорог России
19 декабря 2018 - 17 марта 2019

Музей железных дорог России
Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского

Выставка в Музее железных дорог России
«Путешествие с Достоевским»
19 декабря 2018 – 17 марта 2019

Выставка «Путешествие с Достоевским» посвящена европейским маршрутам писателя. Основная цель выставки – представить мир глазами Достоевского, его эстетические вкусы, его восприятие разных городов. Выставка создана в вагоне начала XX века, состоит из литографий и фотографий XIX века в цифровом воспроизведении, сопровождается мультимедийной программой.

В 1837, в год открытия железной дороги России, 15-летний Федор Достоевский переехал из Москвы в Петербург. Железная дорога из Москвы в Петербург еще не была построена, поэтому ехали они в кибитке. Активно пользоваться «чугункой», как часто называли железную дорогу в XIX веке, он начал в 1860-х годах, после возвращения из Сибири: частые поездки в Павловск, в Москву. Первое настоящее путешествие Достоевский предпринял в 1862 году. Он хотел увидеть «страну святых чудес», как называли Европу, своими глазами, посетить знакомые по литературным произведениям города, увидеть шедевры мировой культуры, понять, что изменили в общественном устройстве жизни европейские революции.

Достоевский серьезно готовился к поездке, купил себе популярный в то время путеводитель Рейхарда, продумал маршрут и за 2,5 месяца осмотрел около 25 городов Европы.

Он называл свое время «эпохой железных дорог»: «Железные дороги поели все капиталы и облегли Россию как паутиной». Он много ездил поездом: «Множество остановок, пересаживаний… И всё это при всех неприятностях русской железной дороги, при небрежнейшем отношении к вам и к нуждам вашим кондукторов и начальства». Герои Достоевского также часто пользуются железной дорогой, один из них даже «склеил целый поезд железной дороги: публика выходила из вокзала, с чемоданами и саками, с детьми и собачками, и входила в вагоны. Кондукторы и служителя расхаживали, звенел колокольчик, давался сигнал, и поезд трогался в путь».

Уезжая, Достоевский всегда стремился обратно в Петербург, где  часто ему было «тошно и скучно», но без Петербурга было еще тяжелее. Обостренное чувство одиночества не покидало его, где бы он ни находился. Особенно он ощущал это за границей: «Я слишком ясно почувствовал, что теперь где бы ни жить, — оказывается всё равно, в Дрездене или где-нибудь, везде на чужой стороне, везде ломоть отрезанный...». Он не мог понять тех, кто жил за границей долго или уезжал насовсем: «Любят у нас Запад, любят, и в крайнем случае, как  дойдет  до  точки, все туда едут. Я видел их там всех, то есть очень многих, и  все-то  они, кажется, ищут уголка для оскорбленного чувства.  Москва  всем  этим  господам  надоела.  Я думал, что им там лучше. А между тем на их лицах такая тоска...»

Выставку можно посетить в часы работы музея:
среда — воскресенье с 10.30 до 18.00. Вход посетителей заканчивается в 17.00

Контакты: 

Музей железных дорог России
Санкт-Петербург. Библиотечный переулок, 4, корпус 2
+7 812 457 23 16
info@rzd-museum.ru
https://rzd-museum.ru/

Музей Достоевского
Санкт-Петербург
Кузнечный пер., 5/2
+7 812 571 40 31, +7 921 977 43 00
dostoevsky.museum@gmail.com
https://www.md.spb.ru/

18
декабря
(вторник)

18 декабря 2018 – 10 января 2019

Выставка Зои Столяровой открывается в канун рождественских и новогодних праздников, что, может быть, несколько неожиданно, но вместе с тем закономерно раскрывает сущностные черты ее творчества. Мотив границы, отделяющей один год от другого, и один из главных праздников всех христиан, некогда разделенный этой границей – все это находит отражение в графике художницы, неизменно получая метафорическое истолкование. На выставке, представленной в Музее Достоевского, будут представлены графические работы Зои Столяровой, начиная от самых ранних произведений, во многом определившие ее узнаваемый творческий почерк.

Персонажи евангельских преданий и страницы европейской культуры, которые мы можем перелистать вместе с автором – это, скорее, свободные импровизации, открывающие безграничные просторы воображению и автора, и его зрителя. Включенные в экспозицию листы, выполненные в разных техниках – не просто ретроспектива, но волнующий образ «мастерской творческого воображения». Это мир неожиданных аллюзий, тонкой игры с узнаваемыми мотивами и сюжетами, хорошо знакомыми подлинному ценителю прекрасного. Пожалуй, ни один из персонажей автора не принадлежит какой-то конкретной эпохе и не связан с иконографией определенного сюжета Священного писания или античной мифологии. Герои и героини Столяровой всегда находятся в пути – они преодолевают морские просторы или следуют в лодках и кораблях по волнам реки, которая и в самом деле воплощает мерное течение времени. Даже ее волхвы или образы, словно навеянные самыми загадочными, самыми драматичными страницами романов Достоевского или кинематографом Федерико Феллини, пребывают в пространстве вечности. Это пространство каждый раз создается заново переплетением тонких графичных линий, введением запоминающихся контрастов черного и белого или цветовых акцентов. Автор словно предлагает довериться нашему воображению, соединяющему истинное и легендарное, реальное и вымышленное (Руслан Бахтияров, Кандидат искусствоведения, сотрудник Русского Музея)

Выставку можно посетить в часы работы музея:
вт, чт, пт, сб, вс: 11.00-18.00
ср: 13.00-20.00
касса закрывается за 30 мин. до закрытия музея
выходной: понедельник

12
декабря
(среда)
выставка

12 декабря 2018 - 11 января 2019

Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского
Русский благотворительный фонд Александра Солженицына

СОЛЖЕНИЦЫН-ФОТОГРАФ
Выставка к 100-летию со дня рождения Александра Исаевича Солженицына

12 декабря 2018 – 11 января 2019

Александр Солженицын не был профессиональным фотографом, освоением фотоискусства он занимался самостоятельно в обстановке, не самой для этого благоприятной в годы своей «вечной» ссылки в казахском ауле Кок-Терек, куда он был отправлен машиной МГБ после двенадцати лет тяжелых жизненных испытаний, фронта, тюрем, каторжного лагеря.

Снимки, представленные на выставке, сделаны в конце 1950-х - начале 1960-х годов. Фотоаппарат ссыльный школьный учитель приобрел с определенной целью облегчить конспиративное хранение плодов своего тайного писательского труда. Снимки рукописей Солженицына того времени не сохранились, но в его архиве присутствуют сделанные им зарисовки окружавшей его жизни: пейзажи, бытовые сценки, портреты. Только благодаря этим снимкам мы живо представляем сегодня обстоятельства пребывания писателя в ссылке, только объектив Солженицына сохранил для нас облик Матрены Васильевны Захаровой, героини его знаменитого рассказа, картины его путешествий по возвращении в Среднюю Россию, в которых рождались его поэтичные «Крохотки». Перед Вами репродукции фотографий из архива А.И. Солженицына и его ссыльного товарища Н.И. Зубова, разделявшего его увлечение фотоделом. Оригиналы сделаны дальномерным фотоаппаратом «Зоркий» (выпускался в СССР до 1956 года), отпечатки черно-белые, формат бх9 см. На обороте присутствуют рукописные комментарии Солженицына, некоторые из них приводятся факсимильно.

На выставке звучат записи чтения А.Солженицыным «Крохоток».

Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского благодарит за предоставление материалов выставки Русский благотворительный фонд Александра Солженицына и лично Наталию Дмитриевну Солженицыну.

В день открытия выставки, 11 декабря в 18.00 молодые артисты Александринского театра Никита Барсуков, Александр Мицкевич, Роман Бахусов читают рассказы Александра Солженицына «Абрикосовое варенье», «Матренин двор».

Выставку можно посетить в часы работы музея:
вт, чт, пт, сб, вс: 11.00-18.00
ср: 13.00-20.00
касса закрывается за 30 мин. до закрытия музея
пн: выходной