«Перерыть все вопросы в этом романе…»

Выставка к 150-летию романа «Преступление и наказание»

В 1865 году Достоевский начал работу над первым из пяти своих больших романов — «Преступлением и наказанием». Огромный жизненный и творческий опыт давал писателю ощущение силы для решения проблем большого масштаба. Об этом свидетельствует черновая запись, сделанная в записной тетради на подступах к новой работе: «Перерыть все вопросы в этом романе…»

На основе истории одного преступления — убийства студентом Раскольниковым старухи процентщицы — Достоевский обращается к важнейшим проблемам человеческого существования: границы свободы, право на насилие во имя благих целей, цена жизни одного человека как в области личных отношений, так и в масштабе истории. Действие разворачивается в Петербурге 1860-х годов, изображенном с большой достоверностью и точностью. Недаром «Преступление и наказание» называют самым петербургским романом. Герои Достоевского живут в бедных кварталах города, испытывают нужду и отчаяние, но их частная жизнь, решения и поступки глубоко связаны с миром идей, которые «носятся в воздухе». Не случайно в романе появляются «современные вопросы», отразившиеся в журнальной полемике того времени: значение естественно-научного знания, материализм, свобода женщины и др. Но от злободневных и «сиюминутных» вопросов писатель ведет своих героев к вопросам вечным: греха и искупления, веры и безверия, смысла страдания и бессмертия.

Выставка, посвященная 150-летию романа «Преступление и наказание», построена как глубокий многоплановый комментарий к тексту, который воспроизведен полностью по периметру стен зала. Текст романа — это главный и неисчерпаемый источник познания замысла автора. Он прочитывается как в полном объеме, так и по вехам выделенных фрагментов, большинство из которых связаны с изображениями, книгами, рукописями, документами, помещенными рядом.

Выставка отражает разные аспекты содержания романа.
Первый — это город, с его доходными домами, дворами, каналами, мостами, воплощенный по большей части в рисунках Б. Г. Костыгова, многие годы изучавшего Петербург Достоевского. Это план реальной жизни героев. Здесь карта маршрутов их скитаний по городу, дома Раскольникова, старухи процентщицы, Сони Мармеладовой, Разумихина, мосты, трактиры, полицейские конторы и т. д.

Некоторые образы романа восходят к реальным прототипам: так, Катерина Ивановна напоминает первую жену писателя М. Д. Достоевскую. Дуня Раскольникова по своему гордому характеру и способности к самоотвержению сравнивается в романе с раннехристианской мученицей святой Агатой. Одним из литературных прототипов Лужина является гоголевский Чичиков. Популярные в то время вульгарно-материалистические идеи нашли своего приверженца в лице Лебезятникова. Эти связи обозначены на выставке цитатами и изображениями, которые обнажают второй план романа, выступают комментарием к нему.

Роман насыщен глубокой религиозно-философской проблематикой, раскрывающей высший смысл существования героев. Так, в первой встрече Раскольникова с Мармеладовым звучит тема Страшного суда и мечта грешного, падшего человека об искуплении и прощении. Впервые в романном творчестве Достоевского зримо возникает образ Христа. В первом разделе выставки высший план произведения представлен монологом Мармеладова и полотном с изображением Страшного суда на фреске из Баптистерия во Флоренции.
Через все разделы выставки, соответствующие шести частям романа и Эпилогу, проходит его высший, сакральный план, представленный религиозными сюжетами и образами мировой живописи. Евангельская притча о воскрешении Лазаря — авторский ключ к образу Раскольникова: совершив преступление, он стал подобен «четверодневному Лазарю». Копия с картины итальянского художника Дуччо ди Буонинсенья «Воскрешение Лазаря» (1308–1311), помещенная в условном пространстве комнаты Сони, знаменует одну из важнейших сцен романа: чтение героиней Раскольникову этой главы из Евангелия от Иоанна.

На выставке некоторые важные моменты романа представлены в виде инсталляций. Это образ комнаты Сони, к которой приходит отчаявшийся Раскольников, комнаты старухи-процентщицы сразу после совершенного преступления и «деревенской баньки с пауками по углам» (символ вечности по Свидригайлову).

В Эпилоге Раскольников-каторжник видит фантастический сон о людях, пораженных неведомыми «трихинами», в результате чего в обществе воцарились гордыня, ненависть и взаимное истребление. Апокалипсическая картина сна героя о безумии, постигшем людей, — это и указании на гибельность его идеи, и пророчество Достоевского, грозный образ будущего человечества, отпавшего от Бога и обуянного бесами гордыни и отчаяния. В разделе выставки, посвященном Эпилогу, помещена увеличенная гравюра Питера Брейгеля «Гордыня». И по образности, и по теме она словно бы создана как иллюстрация к бредовому видению Раскольникова.

Основным фоном финала романа является изображение бескрайней казахской степи. Этот пейзаж, напоминающий ветхозаветные «времена Авраама и стад его», предстает перед глазами Раскольникова и Сони, когда они сидят на берегу широкой сибирской реки. На фоне этой библейской картины совершается переворот в душе Раскольникова, в нем пробуждается любовь, дарующая воскресение.
В выставке широко использованы черновые рукописи Достоевского с набросками к роману. Фрагменты их в качестве своеобразных эпиграфов помещены в верхней части разделов.


Концепция выставки: Б. Тихомиров (автор книги: «Лазарь! гряди вон». Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» в современном прочтении: Книга-комментарий. СПб., 2005).

Кураторы : Н. Ашимбаева, Б. Тихомиров
Художник А. Опочанский

Благодарим за предоставление материалов и помощь в работе по созданию выставки Государственный литературный музей, Институт русской литература (Пушкинский дом) РАН.