Выставка графики Валерии Бутыриной "Я кистью к тебе прикоснусь..."

Светлой памяти мужа Кирилла Бутырина5-24 сентябряВалерия Бутырина - родилась в Крыму, с которым связаны ее детские и юношеские годы. Окончила Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт, работала врачом, но рисовать начала с ранних лет. Большое влияние на ее творчество оказали природа Крыма, его легенды и предания. Благодаря мужу Кириллу Бутырину познакомилась с поэтами и художниками ленинградской «неофициальной культуры». Общение  Б.Кудряковым, Вл. Гаврильчиком, С.Стратановским и другими участниками художественного процесса 1960-х годов оказало большое влияние на формирование творчества и мировоззрения В.Бутыриной. Среди образов и тем ее графики заметное место занимают работы по мотивам произведений Достоевского, их которых была сделана выставка, прошедшая в 2006 г. в Музее Достоевского. Также персональные выставки В.Бутыриной прошли в Российской Национальной Библиотеке (2005, 2008) и в Галерее «Борей» (2009)Кирилл Бутырин о творчестве Валерии Бутыриной:«…Систематически пробовать свои силы в графике и живописи Валерия Бутырина стала сравнительно недавно и довольно быстро обрела свою манеру – пусть на чей-то взгляд скромную, но выразительную и искреннюю. Некоторые находят в ее творчестве следы традиции Арефьева и его круга, но, думается, правильнее будет говорить о традиции «наивного реализма» в широком смысле этого слова, а еще точнее, да простят нам эту инверсию, назвать манеру, выработанную художницей, «наивным идеализмом». Бутырина не столько изучает «натуру», ставшую изрядно безобразной, сколько сознательно проецирует на нее живущие в ее душе идеальные образы от увиденного, прочитанного, сызмала живущего в памяти. Поэтому лица (своего рода «парсуны») в графических портретах и фигуры в акварелях и пастелях являются основными формами эманации ее творческой энергии. Можно сказать, что графические и живописные образы, поначалу идущие в творчестве художницы, «рука об руку», реализуя ее стремление к правдивости и естественности, затем разделяются на два параллельных, но все-таки разных русла. Если графические образы приобретают более экспрессивный и идеальный характер – в смысле идеализации, то в акварельных, особенно групповых работах, их «наивный идеализм» следует, скорее, понимать в смысле большей абстракции от жизненной материи и создания по-своему организованного физического мира, условно говоря, «скифского» (в осовремененном его варианте), где намеренная упрощенность и брутальность образов имеют для художницы явно амбивалентный характер, одновременно притягивая и пугая ее воображение. На этом этапе мир иногда создается методом, своего рода, «закройки» (и «раскройки») его из четко очерченных, крупных цветовых пятен и динамично «сшитых» с ними условных, но эмоционально насыщенных, человеческих фигур. Отзвуки постимпрессионизма (в частности Матисса) в двух-трех работах не должны закрывать от нас «леса» - попытки художницы пробиться к новому и более динамичному, выражающему современную чувствительность, видению».